Вопросы для практических занятий:
1. Общая характеристика Русской Правды.
2. Правовое положение населения.
3. Гражданское право.
4. Уголовное право.
5. Процессуальное право.
Подготовка конспектов на практическое занятие.
Норманская теория и создание государства.
В
IX—XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль
играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась
длительная полемика между сторонниками и противниками норманнской теории
происхождения Древнерусского государства. В этом процессе, несомненно,
сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную
часть правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они
служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения
данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним
викингов или норманнов) было более ранним и значительным.
Пришедший
из Фрисланда Рюрик со своей дружиной обосновался на Ладоге и позже в Новгороде.
Это наступление было развито силами русско-шведских отрядов дошедших до Киева,
вышедших на Тамань для соединения с русскими силами на Юге, а затем напавших на
Константинополь. Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве
собственное, независимое от северного (варяжского) влияния правление. Киев стал
укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру («из варяг в
греки»). Киев и Новгород представляли два независимых политических образования,
в каждом из которых формировалась собственная особая государственность.
Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового
государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные
центры-погосты. Новгород осуществлял свою экспансию, распространяя дань и суд
на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к
большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский
князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. Только с XI в. новгородская экспансия
приостановилась встречным движением из Полоцка и Смоленска. Варяжский элемент
несомненно сыграл важную роль в становлении русской государственности
(аналогичные процессы происходили на севере Европы, в Англии, завоеванной в
начале XI в. норманнами и т.д.), однако, сама эта государственность возникла
задолго до вторжения варягов-норманнов. Для этого были все необходимые
предпосылки: у славян образовалась своя, очерченная более или менее устойчивыми
границами, территория; сложилось определенное этническое, племенное,
национальное единство; сформировались структуры и институты публичной
государственной власти.
Процессы
классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов,
распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую).
Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с
Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения. Форму общественных
отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее
признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении
важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего
органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Правящий
слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов,
старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.
Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда
рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной
дифференциации. Образование государственности у восточных славян совпало и было
обусловлено ими с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они
сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на
территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных
союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих
образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве
главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких
союзов становились князь и княжеская дружина.
Территория,
на которой начала складываться древнерусская государственность, находилась в
месте пересечения путей, по которым шла миграция народов и племен, пролегали
кочевые трассы. В III в. господствовавших в южнорусских степях сарматов
потеснили германские племена готов, спустившихся по Днепру и Дону. В IV в. они
образовали довольно сильное государство, покорившее славянские племена. В конце
IV в. готов начали вытеснять гунны, пришедшие с востока. В союзе с аланами и
антами они разгромили готов и двинулись дальше на запад, захватывая Центральную
Европу. Территория, на которой осели славяно-русские племена, распадалась на
две полосы: степную и лесную, граница между которыми проходила с юго-запада на
северо-восток, от устья Десны до устья Оки.
Плодородная
степная полоса постоянно становилась ареной для жестоких набегов кочевников,
орды которых непрерывно исходили из восточных степей. Хозяйственный и
общественный быт жителей русского Юга в этих условиях не мог оставаться
стабильным и устойчивым. Постоянная борьба с кочевниками, изменение границ,
миграция, невозможность интенсивного освоения пашенных пространств и т.п. — все
это наложило отпечаток на сам способ существования южнорусских городов и
княжеств (Киев, Чернигов, Туров, Галич и др.). В лесной полосе хозяйственная и
политическая жизнь складывались более спокойно и обстоятельно. Здесь не было
столь благоприятных географических и климатических условий как в степной полосе
(множество мелких рек, перелески, пересеченная местность затрудняли
земледелие), но большая защищенность благоприятствовала развитию промыслов,
строительства. Трудности, связанные с обработкой земли (корчевание, выжиг леса
и т.п.) способствовали развитию и сохранению коллективных форм
землепользования, сохранению общинного духа, а значит — укреплению основ
государственности (Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Равнинный
характер территории Русского государства способствовал постоянному ее
расширению, перемещению государственных границ. Этому способствовали и другие
причины: легкость передвижения по речным путям и натиск кочевников с юга,
заставлявший население степных районов мигрировать з лесную зону. Позже
(XVI—XVII вв.) русская колонизация устремится в восточные районы страны (Урал,
Сибирь, Дальний Восток). Южнорусские степи были ареной бесконечной борьбы
перемещающихся племен и народов. Нередко анты, аланы и славянские племена
нападали на пограничные территории Византийской империи. В VII в. в степях
между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось сильное хазарское
государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его
владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского
царства (каганата) простиралась до Днепра и Черного моря. В начале VIII в.
арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение и через Северный Кавказ глубоко
вторглись на север, дойдя до Дона. Много славян — союзников хазар — были взяты
в плен. С севера в русские земли проникают «варяги» (норманны, викинги). В
начале VIII в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля,
установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных
колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование.
В Тмутаракане (на Таманском полуострове) образуется столица русско-варяжского
каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники
обращались за союзом к константинопольскому императору. В такой сложной
обстановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы,
которые стали зародышем оформления единой восточно-славянской
государственности.
Племенные союзы в военно-политических
целях объединялись в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром
одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических
центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба
(южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа,
Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть
славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская
земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия,
Дира и Аскольда. В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян,
Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав
Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало
территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей,
тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя
полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей
форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства
сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших
племенными. Во второй половине XI — начале XII в. в пределах Киевской Руси
стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская,
Черниговская, Переяславская земли. Русская государственность основывалась на
двух формах территориальной пространственной организации. Первую представлял
огромный конгломерат сельских общин (миров, вервей), население которых
традиционно занималось сельским хозяйством: земледелием, скотоводством,
промыслами и т.п. Вторую форму составляла все увеличивающаяся со временем
численность городов и городских поселений. Как и в Европе, на Руси эти города
возникали или в качестве крепостей, форпостов, замков и т.п. или — торговых центров,
крупных поселений, пунктов пересечения торговых и караванных путей.
Одним из главных экономических признаков города было наличие рынка, являвшегося его центром. Даже в так называемых княжеских городах, призванных обеспечивать княжеский двор необходимыми ему продуктами и предметами, рынок играл важную роль. Население городов составляли торговцы и ремесленники разных рангов. Довольно рано они стали объединяться в профессиональные корпорации, основанные на собственных традициях, правилах и нормах, имеющие четкую организацию и руководство (гильдии, цехи). Город в качестве политико-административной единицы обладал особой территорией. Он мог быть самоуправляемой единицей (как Новгород) или находиться под властью и контролем князя или феодала. В Древней Руси город был также крепостью и местом пребывания гарнизона. Наиболее укрепленным местом был кремль, за стенами которого население укрывалось в случае опасности. Наиболее крупные города была резиденциями князей, Киев — резиденцией великого князя. Образование городов имело еще одно важное значение: территории, прежде называвшиеся по имени племени, их населявшего, и имеющие границы, совпадавшие с пределами расселения данного племени, теперь утратили этот признак.
Издревле на Руси существовала практика заключения договоров
(«рядов») между населением города и князьями. Городское население составляло
городскую общину, которая решала многие вопросы городского управления,
налогообложения (податей), распоряжения городским имуществом. Городская община
формировала военное ополчение города и судебные органы (если эти вопросы не
находились полностью в княжеской юрисдикции). Города были культурными и
религиозными центрами территорий, которые примыкали к ним. В городах находились
княжеские чиновники (наместники), собиравшие дань с населения, и город тем
самым превращался в своеобразный финансовый центр («погосты», организованные
княгиней Ольгой для сбора дани располагались в поселениях городского типа).
Статус древних городов не был четко определен и сам способ хозяйственного
существования городов мало отличался от сельских поселений (горожане занимались
земледелием, огородничеством и т.п.). Однако уже в древности города на Руси
стали играть особую политическую и идеологическую роль, они становились
центрами власти, культовыми центрами, местами формирования аристократических
сословий, центрами товарного и денежного обмена. Позже в городской среде на
основе традиций и корпоративных порядков стали складываться особое право и
институты феодальной демократии (Новгород, Псков и др.).
В сельской местности традиционная большая
семья («задруга»), в составе которой под властью домовладыки проживало несколько
парных семей с детьми и боковыми родственниками и члены которой совместно вели
хозяйство, постепенно распадалась на малые семьи и индивидуальные хозяйственные
единицы. Однако общинная организация, основанная уже на территориальных
производственных, а не на кровно-родственных связях, существующих между ее
членами, продолжала играть важную роль. Община решала важнейшие вопросы
экономической жизни: перераспределение (разделы) и распределение земельных
участков между своими членами, индивидуальными хозяйствами; организацию
совместного пользования угодьями: выпасами, лесами, водоемами и проч.;
раскладку общинных и государственных повинностей и податей, контроль за их
выполнением. Кроме того, община выполняла определенные полицейские функции:
надзор за соблюдением общественного порядка, розыск преступников. Община могла
нести коллективную ответственность за проступки и преступления, совершенные ее
членами (круговая порука). Как правило, общинная территория включала одно-два
поселения. Административную власть в сельской местности осуществлял присланный
князем чиновник— волостель. Незначительные проступки и имущественные споры
рассматривались в самой общине на ее собрании — сходе. Там же обсуждались
вопросы взаимоотношений с соседями и с государственной властью. Важную роль в
принятии решений играли старейшины, а до установления христианства — волхвы,
маги.
Сформировавшееся к середине X в. государственное образование, получившее название «Киевская Русь», представляло собой конгломерат племенных территорий («городовых областей»), объединенных Киевом на основе, выражаясь современным языком, конфедеративного союза. Нечеткость государственных границ, обусловленная натиском кочевых народностей и экспансией самих славянских племен (присоединение новых территорий и племенных центров), дополнялась неопределенностью статуса Киева как официальной столицы государства (по преданию кн. Святослав собирался перенести столицу на Балканы или даже ближе к Каспию). Киев был фактическим центром государственного союза территорий, племен, городовых областей и т.п., населенных разными племенами и народностями. Лишь к XI в. территориальный принцип (основополагающий в процессах государствообразования) побеждает принцип родовой, племенной. Вместе с тем образование территориального союза не усилило позиций киевского центра. Направляя в переферийные города своих наместников и волостелей, киевские князья вынуждены были предоставлять им широкую автономию. Если же великокняжеские наместники (или посадники) присоединяли к своим владениям новые земли и территории, то киевский князь даровал им в управление эти земли. Наместники получали с них дань в свою пользу (аналогично ленным отношениям в Западной Европе IX в.). Наместники имели собственные дружины, укрепления и дворы, управляли местным населением, получая с него «корм», и судили его. Некоторые из наиболее влиятельных и сильных присваивали себе титул «великого князя». Киевский же великий князь оказывался первым среди равных, его право старшинства и первенства должно было подкрепляться силой. К середине XII в. все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространилось на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен. Расширение территории Киевского государства особенно активно стало осуществляться при правлении сына княгини Ольги, Святослава (походы Святослава — 964—972 гг.). Первый удар он нанес по территории хазар. Были захвачены их главные города на Дону и Волге. Святослав даже планировал обосноваться в этом регионе, став преемником разрушенного им государственного образования. Затем русские дружины выступили на Дунай, где захватили город Переяслав (ранее принадлежавший болгарам), который Святослав решил сделать своей столицей. Подобные политические амбиции показывают, что киевские князья еще не связывали идею политического центра своей империи именно с Киевом. Опасность, пришедшая с Востока, — нашествие печенегов, заставила киевских князей больше внимания уделять внутреннему устройству собственного государства.
В 980 г. власть в Киеве
захватил кн. Владимир. Одним из важнейших политических действий этого князя
было принятие официального религиозного вероисповедания. На выбор были: ислам,
исповедуемый волжскими болгарами; католичество, привнесенное миссионерами из
Германии, иудаизм, проповедуемый хазарами; греческое православие
(константинопольские миссионеры неоднократно предлагали его русским князьям.
Кн. Ольга, например, приняла православие еще в 957 г.). Принятию христианства
предшествовала первая религиозная реформа князя Владимира: он существенно
сократил численность пантеона языческих богов, выделив приоритет одного из них
— Перуна. Выбор вероучения имел важные политические последствия. Еще более
тесными стали связи Руси с Византией. Они подкреплялись браками членов
княжеских семей и константинопольских императоров. После крещения населения
Руси (988) Церковь приобрела в государстве официальный статус. В связи с этим
установился порядок сбора десятины в доход церкви Богородицы в Киеве и был
введен статут о церковных судах (1010). В 1037 г. кн. Ярослав заключил с
византийскими властями соглашение о статусе Русской Церкви. Последняя
организовывалась как церковная епархия константинопольского Патриарха с
митрополитом в Киеве. Епископы назначались по рекомендации киевского князя.
Первым русским по происхождению митрополитом был Илларион (1051). В своем
трактате «Слово о Законе и Благодати» Илларион отмечал божественную сущность
государства, подчеркивал наследственное происхождение власти, выводя
родословную современных князей от «старого Игоря». В трактате затрагивается ряд
проблем о соотношении закона и истины, о роли закона — правды в реализации
верховной власти, о правовом статусе верховной власти, ее целях и задачах.
Закон понимается как первая ступень в организации общественной жизни, как
приготовление к истине, свет которой он отражает. Происхождение власти Илларион
связывает с Божественным промыслом, лучшим способом ее приобретения он считает
наследование престола. Князь, будучи самодержцем, обязан блюсти закон и
интересы народа, опираться на совет бояр. Митрополит рисует образ правителя
христианского типа и впервые ставит вопрос об ответственности князя перед
подданными. Он вводит в политике-правовую идеологию понятие «правда»,
юридический термин, включающий в себя нравственную мотивацию. Илларион
различает понятие закона как внешнего предписания, регулирующего посредством
запретов поведение человека в обществе, и истины, достижение которой придает
высокий нравственный статус христианину. При этом становится ненужной
регулятивная деятельность закона: последний сравнивается со светом луны, а
истина — с лучами солнца. Политико-правовые идеи Иллариона оказали определенное
влияние на созданный при Ярославе (1054) первый писаный свод русского права —
Русскую Правду.
Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с X в. мы знаем и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для русского права. История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого.
Первоначальный
текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во
второй половине XI в. существенно дополнили и изменили его, создав так
называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками Правда Ярослава
и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой редакции Русской
Правды. Владимир Мономах произвел еще более крупную переработку этого закона. В
результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые
редакции Русской Правды,
С введением
христианства на Руси стало складываться каноническое право, основанное в большой
мере на византийском законодательстве.
Вся совокупность
законов и правовых обычаев создала основу довольно развитой системы
древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией,
т. е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным
социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких человеческих прав. Весьма
ограничена была правоспособность смерда, закупа. Зато права и привилегии
верхушки феодального общества охранялись в усиленном порядке.
Древнерусское
законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих
имущественные отношения. В законе отражаются отношения собственности.
Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества.
Феодализм характеризуется наличием полной собственности феодала на средства
производства и неполной собственности на работника. При этом феодально
зависимый крестьянин также наделен определенными средствами производства.
Феодальная собственность на Руси возникает на базе распада первобытнообщинных
отношений.
Обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Например, человек, нанесший ранение другому человеку, кроме уголовного штрафа должен был оплатить убытки потерпевшего, в том числе услуги врача.
Для древнерусского
обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество,
но и на саму личность должника, а порой даже на его жену и на детей. Так,
злостного банкрота можно было продать в холопы.
Русская Правда
знает определенную систему договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа.
Это явилось следствием восстания киевских низов в
В Русской Правде
упоминается и договор купли-продажи. Закон больше всего интересуют
случаи купли-продажи холопов, а также краденого имущества.
Русская Правда
упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась
как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при
заключении договора.
Феодализму не
свойствен наемный труд. Тем не менее Русская Правда упоминает об одном случае
договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники. Если
человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически
становился холопом. В законе упоминается также о наймите, однако некоторые
исследователи отождествляют его с закупом.
Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.
Порядок заключения
договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с
совершением некоторых символических действий, рукобитья, связывания рук и т. п.
В некоторых случаях требовались свидетели. Имеются определенные сведения и о
зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.
Наследственное
право характеризовалось открыто классовым подходом законодателя. Так, у бояр и
дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей
имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. В науке был спорен
вопрос о существовании в Древней Руси наследования по завещанию. На наш взгляд,
следует согласиться с теми авторами, которые решают данный вопрос положительно.
На это указывают законодательство, а также практика. Завещания были, конечно,
устными.
При наследовании
по закону, т. е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их
наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась лишь обязанность
выдать сестер замуж. Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но
младший сын имел преимущество - он получал двор отца. Незаконные, дети
наследственных прав не имели, но если их матерью была роба-наложница, то они
вместе с ней получали свободу.
В законодательстве
нет указаний на наследование восходящих родственников (родители после детей), а
также боковых (братьев, сестер). Другие источники дают основание предполагать,
что первое исключалось, а второе допускалось.
Закон нигде не
говорит о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследует после мужа, но
остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми.
Если это имущество будет делиться между наследниками, то вдова получает
определенную сумму на прожиток. Если вдова вторично выходит замуж, она ничего
не получает из наследства первого мужа.
Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест, многоженство. По "Повести временных лет" тогдашние мужчины имели двух-трех жен. А великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии.
По византийскому
праву существовал довольно низкий брачный возраст: 12 - 13 лет для невесты и 14
- 15 лет для жениха. В русской практике известны и более ранние браки. Не
случайно, очевидно, выдвигалось требование согласия родителей на брак.
Заключению брака предшествовало обручение, которому придавалось решающее
значение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Церковь взяла на себя
регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния - рождения, смерти,
что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами. Следует
отметить, что церковный брак встречал упорное сопротивление народа. Если он
быстро был воспринят господствующей верхушкой, то среди трудящихся масс новые
порядки приходилось вводить силой, и это заняло не один век. Впрочем, в полной
мере византийское семейное право на Руси вообще не применялось.
Вопрос об
имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Однако очевидно, что
жена имела определенную имущественную самостоятельность. Во всяком случае закон
допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право
собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Дети находились в
полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти
безграничную власть.
Древнерусское
законодательство большое внимание уделяет уголовному праву.
Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в
княжеских уставах.
Своеобразно
трактует Русская Правда общее понятие преступления: преступно только то, что
причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или
имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления - "обида". В
княжеских уставах можно встретить и более широкое понимание преступления,
охватывающее и некоторые формальные составы. Это заимствовано из византийского
канонического права.
Соответственно пониманию преступления как "обиды" строится в Русской Правде и система преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений - против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Это не означало, конечно, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Вспомним, как поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.
В уголовном праве
особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто
встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами
трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава
преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме
холопа. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях
потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к
государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного
человека.
Русская Правда не
знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия
невменяемости. Состояние опьянения не исключает ответственности. В литературе
высказывалось суждение, что опьянение по Русской Правде смягчало
ответственность (убийство на пиру). В действительности при убийстве в драке
имеет значение не состояние опьянения, а элемент простой ссоры между равными
людьми. Больше того, Русская Правда знает случаи, когда опьянение вызывает
повышенную ответственность. Так, если хозяин бьет закупа под пьяную руку, то
теряет этого закупа со всеми его долгами; купец, пропивший доверенный ему чужой
товар, отвечает не только в гражданском, но и в уголовном порядке, притом
весьма строго.
Русской Правде
известно понятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники
преступления отвечают поровну, распределение функций между ними пока не
отмечается.
Русская Правда
различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. В
ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида
умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство:
убийство в разбое карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением,
убийство же в "сваде" (драке) - только вирой. Впрочем, некоторые
исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а
от характера самого преступления: убийство в разбое - это низменное убийство, а
убийство в драке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения.
По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство:
преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает
ответственность.
Что касается объективной стороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).
Русская правда
знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека и его
имущество. Отсюда, как уже упоминалось, только два рода преступлений. Однако
каждый из родов включает в себя довольно разнообразные виды преступлений. Среди
преступлений против личности следует назвать убийство, телесные
повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и состав
оскорбления словом, где объектом преступления является преимущественно честь
женщины.
В уставах князей
Владимира Святославича и Ярослава рассматриваются также половые преступления и
преступления против семейных отношений, подлежащие церковному суду, -
самовольный развод, прелюбодеяние, похищение женщины, изнасилование и др.
Среди имущественных
преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе).
Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим
средством производства, а также и боевым имуществом. Известно и преступное
уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением.
Суровость наказания за поджог определяется, очевидно, тремя обстоятельствами.
Поджог - наиболее легкодоступный, а потому и наиболее опасный способ уничтожения
чужого имущества. Он нередко применялся как средство классовой борьбы, когда
закабаляемые крестьяне хотели отомстить своему господину. Наконец, поджог имел
повышенную социальную опасность, поскольку в деревянной Руси от одного дома или
сарая могло сгореть целое село или даже город. В зимних условиях это могло
привести и к гибели массы людей, оставшихся без крова и предметов первой
необходимости.
В княжеских
уставах предусматривались и преступления против церкви, а также против
семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, усиленно боролась
против остатков языческих порядков.
Система наказаний
Русской Правды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие.
Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимался по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию имущества, иногда - продажу в холопы.
Следующей по
тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство.
Если за преступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой.
До второй половины
XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть, отмененная в
Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого.
За основную массу
преступлений наказанием была так называемая продажа - уголовный штраф.
Ее размеры были различны в зависимости от преступления.
Виры и продажи,
шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его
семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен,
продаже - урок.
За преступления,
отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные
наказания - эпитимьи. Так, византийский закон предусматривал, например, за
блуд с сестрой 15 лет "поститися и плаката"; легкой эпитимьей
считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной
карой. По мнению С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовреди-тельные
наказания и тюремное заключение.
Древнерусское
право еще не знало достаточно четкого разграничения между уголовным и
гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные
действия (например, гонение следа, свод) могли применяться только по уголовным
делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся
состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами
являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе
назывались истцами.
Русская Правда
знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела -
гонение следа и свод.
Гонение следа -
это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные
формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к
дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77
Троицкого списка). Если след привел просто в село, ответственность несет вервь
(община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.
Институт гонения
следа надолго сохранился в обычной практике. В некоторых местах, в Западных
районах Украины и Белоруссии, он применялся вплоть до XVIII в., обычно по делам
об угоне скота.
Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему ничего не остается, как прибегнуть к закличу, т. е. к объявлению на торговой площади о пропаже, в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т. е. указать лицо, у которого он приобрел вещь. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника - сборщика торговых пошлин.
Закон
предусматривает определенную систему доказательств. Среди них важное место
занимают показания свидетелей. Древнерусское право различало две категории
свидетелей - видоков и послухов. Видоки - это свидетели, в современном смысле
слова - очевидцы факта. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые
слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под
послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать,
что ответчик или истец - люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о
спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в
процессе. Впрочем, уже Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие
между послухами и видоками. Характерно, что и в применении свидетельских
показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и
уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два
свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении
действием и т. д.).
В Древнерусском
государстве появляется и целая система формальных доказательств - ордалии.
Среди них следует назвать судебный поединок - "поле". Победивший в
поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В
Русской Правде и иных законах Киевского государства о поле не упоминается, что
дало основание некоторым исследователям сомневаться в его существовании. Однако
иные источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении
поля.
Другим видом суда
божьего были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда,
когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем
испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не
раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что
испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем
если он тонул, то считался выигравшим дело.
Особым видом доказательства была присяга - "рота". Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.
В некоторых
случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные
доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для
доказательства избиения.
Исследователи
полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный (розыскной) процесс
со всеми его атрибутами, в том числе и с пыткой.
В Русской Правде
видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения,
например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо - вирник
приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты
виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого
преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и
избавиться от неприятных гостей.
Древнерусское
Киевское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и
его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени
европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн км2, а
население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние
на судьбы мирового исторического процесса.
Древнерусское
государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех
крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.
Киевская Русь с
самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие,
продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших
преемниками Древней Руси. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили
свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.
В Древнерусском
государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом
и у ее преемников на протяжении нескольких веков.
Учебные ориентиры:
Возникновение государственности у восточных славян. Образование древнерусского феодального государства. Норманнская и отечественная теория происхождения древнерусского государства. Древнерусское государство как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления: великий князь и совет при нем, местное управление. Система управления. Сюзеренитет-вассалитет. Административная реформа. Дворцово-вотчинная система управления. Возникновение и развитие древнерусского феодального права. Источники права. Обычай. Племенные Правды. Закон Русский. Договоры с Византией. Церковные уставы. Русская Правда. Правовое положение населения. Уголовное, обязательственное, семейное, наследственное право. Преступление, наказание и судопроизводство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий