среда, 16 ноября 2022 г.

Лекция для ПД и ПСО. Тема №14. Кодекс законов о труде 1918 года.

Выделенное законспектировать!

1. Трудовое право. Всеобщая трудовая повинность. Кодекс законов о труде 1918 года и его значение. 

2. Охрана трудовых прав граждан.

3. Исправительное и трудовое право. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года. 


В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями. В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все предшествующее советское законодательство о труде. Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В Кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. 

Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет. В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации, реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности. 

В июне началось введение трудовых книжек, ужесточившее систему контроля над трудящимися. Мобилизация неквалифицированной рабочей силы была изъята у профсоюзов и передана Наркомтруда. В январе 1920 г. Декретом Совнаркома утверждены общие правила о всеобщей трудовой повинности. При Совете труда и обороны (СТО) был создан Главный комитет по проведению трудовой повинности, на местах создавались подчиненные ему комитеты, заменившие биржи труда. 

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе национализации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов, национализация охватила и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял Декрет об отмене наследования, по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись. После смерти владельца принадлежавшее ему имущество становилось государственным достоянием, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. 

Тем самым законодатель стремился перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения». Ту же цель преследовал майский 1918 г. Декрет ВЦИК о дарениях, запретивший всякое «безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей». Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированное имущество, ценные бумаги (акции, купоны). 

Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли исключала из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения. На правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.

ОХРАНА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

В Декларации прав трудящего и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) говорилось: «В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность». К концу 1918 г. были подробно разработаны процедура и сеть органов «распределения рабочей силы». 

Обычным мероприятием стали мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства (железнодорожники, медики, почтовые служащие, работники топливной, суконной, металлургической, электротехнической и другой промышленности). Такие мобилизации проводились с ноября 1918 по октябрь 1920 г. В декабре 1919 г. была создана комиссия по трудовой повинности во главе с Л.Троцким. 

Комиссия разработала программу, включавшую следующие положения:

1. создание трудовых армий

2. введение в промышленности и в сельском хозяйстве методов военной дисциплины

3. принудительное перемещение трудовых ресурсов и проч.

(Трудовые армии были распущены в конце 1921 г., тогда же отменена мобилизация в промышленности.) 

Фабричные комитеты и профсоюзы в новых экономических условиях существенно изменили свой статус. Еще в ноябре 1917 г. рабочие комитеты играли важную роль в системе органов рабочего контроля. Однако синдикалистские тенденции, проявившиеся в деятельности этих органов, вскоре были пресечены созданием мощного бюрократического органа управления промышленностью — ВСНХ, которому подчинялся Всероссийский совет рабочего контроля. В январе 1918 г. в соответствии с решением Съезда профсоюзов многие средства контроля над производством передавались от фабричных комитетов профсоюзам. Не удалась попытка создать в стране сеть полномочных рабочих представителей, независимых от государственных органов и профсоюзов. 

Сами же профсоюзы очень скоро стали рассматриваться как «органы социалистического государства», используемые для укрепления трудовой дисциплины. Происходило огосударствление профсоюзов и усиление партийного контроля над их организацией и деятельностью. Провозглашенное еще в июне 1917 г. право профсоюзов организовывать забастовки формально не было отменено новой властью. Но на практике забастовки разрешались на частных предприятиях и запрещались на государственных. Ответственность за недопущение и прекращение забастовок на государственных предприятиях возлагалась на профсоюзы.

Сущность трудового права всегда была представлена кодексами. В России в течение последних 80-ти лет имели место четыре этапа кодификации трудового законодательства: 1918 год, 1922, 1971 и 2002 год. В данной статье предлагается изучить первый российский нормативно-правовой акт о труде – КЗоТ 1918 года (Кодекс законов о труде). Предшественником указанного официального документа являлась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 года, которая позднее стала частью рассматриваемого Кодекса. Анализ Декларации позволяет говорить о том, что Кодекс стал неким механизмом в процессе: устранения классового деления общества; беспощадного подавления эксплуататоров; установления социалистической общественной организации; победы социализма в государстве.

Принятие КЗоТа в 1918 году перенесло Россию в число стран, которые кодифицировали свое трудовое законодательство, тогда как в других государствах это не практиковалось. Кодекс законов о труде 1918 года интересен не только в историческом плане, но и в научно-практическом. С социально-политической позиции Кодекс являлся сложным документом, поскольку содержал положения, которые отвечали интересам работников и были способны защищать их права в определенных сферах труда и трудовых правоотношениях. Таким образом, он представлялся более передовым актом в сравнении с Декретом СНК «О восьмичасовом рабочем дне» 1917 года, закреплявшим только одну сторону трудовых условий. Кодекс же учитывал пожелания, принадлежащие народному комиссариату юстиции и центральным организациям профсоюзов, провозглашал право трудящихся на труд, предусматривал месячные отпуска, запрещал сверхурочные работы (было допустимо в исключительных ситуациях при согласии профсоюза), закреплял возможность совместной работы представителей работников и инспекции труда и т.д.

При этом была и другая сторона норм, содержащихся в Кодексе, которая серьезно ограничивала права граждан на труд. В первую очередь речь идет о трудовой повинности, устанавливаемой, за исключением конкретных случаев, для всех жителей РСФСР. К лицам, которые не подвергались данному ограничению, Кодекс отнес тех, кто еще не достиг возраста 16-ти лет, кто был старше 50-ти лет, а также тех, кто навсегда утратил трудоспособность после болезни или полученного увечья. 

Можно было получить временное освобождение от трудовой повинности в случае утраты трудоспособности на время вследствие увечья или болезни, беременности, выполнения учащимися трудовой повинности в школе. Стоит отметить тот факт, что первый Кодекс России о труде 1918 года не явился особенно важным документом в правовом регулировании труда. В условиях начавшейся в то время гражданской войны, военной иностранной интервенции, экономической разрухи и другими не менее важными обстоятельствами, образовались серьезные препятствия для применения Кодекса в полной мере. В рассматриваемый период, который именовался в истории страны «военным коммунизмом», КЗоТ практически не имел действия, так как большинство его норм не применялись. Трудовые условия подлежали регулированию декретами и актами Правительства и некоторыми другими специально создаваемыми актами.

Структура Кодекса законов о труде 1918 года в России КЗоТ 1918 года по своей структуре и содержанию - достаточно качественный акт законодательства. В него вошло 137 статей, распределившихся в 9-ти разделах, а также введение и 5 приложений. Стиль изложения статей был доступным, формулировки четкими, а система отсылок вполне логичной. Кроме того, многие положения стали достижением в сфере труда не только на уровне России, но и на международной арене, так как они нашли свое отражение в интересах трудящихся и диктовали прогрессивное развитие в области развития трудового права. Некоторые нормы вошли в «золотой фонд» трудового права России и действуют в настоящее время в трудовом законодательстве Российской Федерации. Если говорить о недостатках структуры КЗоТа, стоит отметить: чрезмерную краткость; отсутствие должного баланса конкретизации и обобщения правового регулирования; неполноту некоторых положений; отсутствие наименования статей; большое число примечаний и приложений.

Кодексу 1918 г. непосредственно предшествовала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшаяся как бы его неразрывной частью. Проводя анализ Декларации, можно предположить, что Кодекс относился к числу коренных начал Федерации Советских Республик России, являлся одним из инструментов, способствующих «уничтожению всякой эксплуатации человека человеком, полному устранению деления общества на классы, беспощадному подавлению эксплуататоров, установлению социалистической организации общества и победе социализма во всех странах». Вполне возможно, что на появлении Кодекса в качестве кодификационного акта сказалась практика Франции, где впервые была осуществлена кодификация трудового законодательства (подготовка первого трудового Кодекса была проведена в 1910 году). Россия, таким образом, оказалась в первом ряду стран, кодифицировавших свое законодательство о труде. В других странах кодексы о труде не практиковались. КЗоТ 1918 г., представляет собой не только исторический, но и научно-практический интерес. С социально-политической точки зрения это был сложный документ, так как он содержал нормы, отвечающие интересам трудящихся масс, способные защитить их права в конкретных областях условий труда и трудовых отношениях. В этом смысле он был шагом вперед по сравнению с Декретом о 8-ми часовом рабочем дне от 19 октября 1917 г., регламентировавшим в основном одну область условий труда. 

В Кодексе были учтены пожелания центральных организаций профсоюзов и народного комиссариата юстиции. Он провозглашал право на труд, предоставлял месячный отпуск за работу не менее года, запрещал использование сверхурочных работ (их использование допускалось в исключительных случаях и только с согласия профсоюза), предусматривал работу инспекции труда совместно с представителями работников и т. д. С другой стороны, он содержал нормы, серьезно ограничивающие трудовые права граждан. Это, главным образом, касалось трудовой повинности, которая, за некоторым исключением, устанавливалась для всех граждан РСФСР. Исключение составляли лица, не достигшие 16-летнего возраста и старше 50 лет, а также навсегда утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни. Вместе с тем, от трудовой повинности временно освобождались лица, на некоторое время утратившие трудоспособность вследствие болезни или увечья, беременные женщины (до и после родов), учащиеся школ, выполняющие трудовую повинность в школе. Следует подчеркнуть, что важного значения для правового регулирования труда первый российский КЗоТ не имел. В связи с иностранной военной интервенцией, начавшейся гражданской войной, экономической разрухой в стране и другими обстоятельствами создались большие препятствия его применению. В этот период, получивший в истории России наименование «военный коммунизм», Кодекс практически не действовал, по крайней мере, не применялись многие его нормы. Условия труда регулировались правительственными актами-декретами, постановлениями, положениями (например, постановлением от 14 ноября 1919 г.), утвердившим Положение о рабочих дисциплинарных товарищеских судах; Общим положением Совета Обороны о милитаризации государственных учреждений и предприятий от 28 ноября 1919 г.; Общим положением о тарифе от 17 июня 1920 г. Хотя Кодекс как целостный правовой акт не действовал, об одном его разделе этого сказать нельзя. Необходимо обратить внимание на раздел о трудовой повинности. Заложенная в нем идея принуждения к труду в ограниченном виде перешла в КЗоТ 1922 г. и просуществовала в разных вариантах вплоть до его отмены в 1971 г. 

Но принуждение к труду для части граждан продолжало существовать сначала на основе Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» (1961 г.), затем на основе ст. 209 УК РСФСР, отмененной в 1991 г. и соответствующего постановления Президиума Верхового Совета РСФСР. Ныне, как известно, принудительный труд запрещен, начало чему положил Закон РСФСР от 25 сентября 1992 г.2 Говоря о КЗоТ 1918 г., нужно подчеркнуть, что он был призван способствовать социально-экономическому становлению молодого государства, в частности, становлению трудовых отношений, что для государства трудящихся имело немаловажное значение. К сожалению, многие события, происходившие в России помешали Кодексу 1918 г. сыграть свою роль. Весьма примечателен один факт в этом проекте, который актуален и в наши дни. Дело в том, что разработчики проекта связали действие трудового договора с договором подряда, тем самым в определенной мере включив его, говоря современным языком, в сферу действия трудового права. Удивительно, насколько они опередили не только нас, современную Россию, но и даже Международную Организацию Труда (МОТ). Несмотря на все недочеты, необходимо отдать должное первому КЗоТу 1918 г., так как сразу же после его принятия в России фактически сформировалось трудовое право в качестве самостоятельной отрасли права. Известно, что общественное и научное признание оно получило значительно позже, примерно в 50-х г. Столь запоздалое признание, по нашему мнению, объясняется тем обстоятельством, что трудовое право вышло из гражданского и административного права, приверженцы которого, занимая консервативные позиции, никак не могли согласиться с появлением новой отрасли права. Но, благодаря упорному труду ученых, трудовое право не стоит на месте

Структура КЗоТа включала 137 статей, объединенных в разделы:

1) о трудовой повинности;

2) о праве на применение труда;

3) о порядке предоставления труда;

4) о предварительном испытании;

5) о переводе и увольнении трудящихся;

6) о вознаграждении за труд;

7) о рабочем времени;

8) об обеспечении надлежащей производительности труда;

9) об охране труда.

Приложения к КЗоТу:

1) правила о порядке установления трудоспособности;

2) о выдаче пособий трудящимся во время болезни;

3) о безработных и выдаче им пособий;

4) о трудовых книжках;

5) о еженедельном отдыхе и праздничных днях.

КЗоТ распространялся на весь круг лиц, работающих за вознаграждение и по найму в государственном, кооперативном или частном хозяйствах.

Основные положения КЗоТа:

1) нормы труда: продолжительность рабочего дня (нормальное рабочее время – 8 ч; сокращенное время при работе в ночные часы; время перерывов в работе; еженедельный отдых; праздничные дни; ежегодный отпуск – 1 месяц), условия труда (обычные; при сверхурочной работе);

2) регулирование отдыха: отпуска, выходные дни;

3) льготы для подростков и женщин.

Регулирование труда и отдыха, а также контроль за исполнением законодательства о труде работодателями осуществляли профсоюзы и инспекции Наркомата труда.

Была установлена обязательная трудовая повинность для всех граждан от 16 до 58 лет. За неисполнение этой обязанности устанавливалась уголовная ответственность.

Формы исполнения трудовой повинности.

1. Отраслевые натуральные повинности. К их исполнению привлекались лица, владеющие необходимым для работы оборудованием, транспортом, иными техническими средствами:

1) натуральная дровяная повинность;

2) трудовая повинность по заготовке;

3) повинность по погрузке и выгрузке топлива;

4) гужевая повинность.

2. Трудовые мобилизации. К ним привлекались все работники соответствующей отрасли хозяйства на территории определенной местности:

1) специалистов горного дела;

2) рабочих металлической промышленности;

3) медико-санитарных работников и др.

3. Милитаризация предприятий и учреждений (приравнивание их рабочих к военнослужащим).

Трудовой обязанности корреспондировало «право на применение труда по своей специальности», что носило перспективный характер, тогда как в условиях установления советской власти все обязаны были трудиться независимо от возможности применения своих сил в той или иной конкретной области труда.

КЗоТ закрепил особую роль профсоюзов: они имели право решать вопросы приема на работу граждан, их увольнения и размера и формы оплаты труда.

Наличие системы гарантий в условиях соблюдения режима законности проявляется в реализации конституционных норм, а также в требовании точного соответствия всех законов, иных нормативных актов, принимаемых на территории государства, главному нормативно-правовому акту страны. В целях обеспечения ведущих конституционных контрольных функций в отношении соответствия обычных законов и подзаконных актов Основному закону страны, осуществляется первая и главная задача правовой охраны конституции. Важным условием реальности верховенства конституции, как основного закона в государстве, является ее правовая охрана.

ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ И ТРУДОВОЕ ПРАВО. ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР 1924 ГОДА

С принятием в 1924 году первого Исправительно-трудового кодекса РСФСР формируется самостоятельная отрасль права – исполнительно-трудовое право. Особенностью исправительно-трудового права являлось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия.

ИТК РСФСР 1924 года, явился нормативным документом, целиком охватывающим исполнение основных в то время наказаний - лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Его вступление в действие было первым шагом на пути кодификации исправительно-трудового законодательства в других советских союзных республиках, началом общей кодификации в масштабе СССР. Он подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения, дисциплинарных мер воздействия. В зависимости от особенности личности, социального положения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отрицательно-настроенной части преступников на других заключенных, осужденные распределялись по разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды. В Кодексе фактически впервые четко были сформулированы задачи и закреплена идея исправления осужденных. Согласно Кодексу, места заключения в Российской Федерации подразделялись на три вида:

«Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, которые делились на:
- дома заключения - для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу и лишенных свободы на срок до 6 месяцев».

- исправительно-трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев;

- трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) - для приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет, принадлежащих к трудящимся, совершивших преступление по несознательности и впервые, случайно или в силу тяжелых материальных условий, не склонных к побегу;
- изоляторы специального назначения, для приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией классовых врагов. Особо опасных преступников из числа трудящихся или переведенных из других колоний в порядке дисциплинарного взыскания;
- переходные исправительно-трудовые дома - для заключенных, подлежащих переводу в полусвободный режим.

2. «Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера. Учреждения делились на:
- трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей от 14 до 16 лет и подследственных;
- трудовые дома - для лишенных свободы правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.

3. «Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера, которые делились на:
- колонии - для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных;

- институты психиатрической экспертизы, больницы - для заключенных, признанных подлежащими к помещению в одно из таких учреждений».

Согласно статье 101 ИТК РСФСР 1924 заключенные так же делились на три категории:

1. лица, подлежавшие лишению свободы со строгой изоляцией, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления в силу "классовых привычек, взглядов или интересов", лица, которые принадлежали к трудящимся, но признавались особо опасными для республики, и лица, переведенные в порядке дисциплинарного взыскания;

2. профессиональные преступники, а также те заключенные, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления вследствие своих "классовых привычек, взглядов и интересов". Лица, отнесенные к этой категории, отбывали лишение свободы без строгой изоляции;

3. все остальные заключенные, которые направлялись в места лишения свободы с простой изоляцией.

Поэтому ИТК заключенные ещё делились на следующие разряды:
Начальный разряд - заключенные 1-ой категории содержались не менее 1/2 срока наказания; заключенные 2-ой категории - не менее 1/4 срока; Средний разряд - заключенные, переведенные из начального разряда, содержались 1/3 срока наказания, но не менее 6 месяцев;
Высший разряд - содержались заключенные, переведенные из среднего разряда.

Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения за прошедшее после революции время и отразил изменение целей и задач исправительно-трудового права в новых условиях.

Исправительно-трудовое право впервые получило законодательное закрепление вопроса о профессионально-техническом обучении, а также воспитательные задачи и идеи исправления осужденных.
ИТК наделил распределительные комиссии правом самостоятельно решать вопросы о досрочном и условно-досрочном освобождении осужденных, изменил ее состав.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ответы на экзаменационные вопросы ИГПР ПСА

 Какой нормативный акт снял ограничение на частную инициативу?  19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятел...