Лекция 2.1 Советское государство и право в период послевоенного восстановления (1945— 1964).
1.
Советское государство и право в период послевоенного восстановления (1945—
1964): общая характеристика.
2.
Правовые основы экономической реформы.
Лекция
2.2 Советское государство и право в период послевоенного восстановления (1945—
1964).
1.
Реформа правоохранительной системы.
2.
Развитие советского права.
ПЕРЕСТРОЙКА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
В июне 1941 г.
(через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, С Н К и ЦК
ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа —
Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю
полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения.
ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные
органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных (в союзных и
автономных республиках). Местные комитеты обороны создавались в некоторых
областных и городских центрах. В их состав входили представители советских,
партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования.
Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных
органов власти и управления. Сессии Верховного Совета прошли в 1942,1944 и 1945
гг. Летом 1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные
районы страны.
Для этой работы
был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образован
Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и
предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941
г., когда вместо них при СН К ССС Р было создано Управление по делам эвакуации,
а при СНК республик и обл(край)советах — отделы эвакуации, на железных дорогах
— эвакуационные пункты. В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло
постановление об организации партизанского движения на оккупированных
противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные
органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали
создаваться штабы и отделы партизанского движения при полит-управлениях
фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образовался Центральный
штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование
партизанского движения.
В начале ноября
1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную
комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских
захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам,
общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР.
Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В
своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.
В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов:
в сентябре 1941 г. — Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. —
Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы
Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. Для проведения мобилизации
трудоспособного населения в июне 1941 г. созданы Комитет по учету и
распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах —
бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СН К СССР создано
Главное управление по снабжению углем, в 1943 г. — Главные управления по
снабжению нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.
Уже в начале июля
1941 г. правительство приняло постановление, значительно расширявшее права
народных комиссариатов в условиях военного времени. Им предоставлялось право
распределять и перераспределять материальные ресурсы между предприятиями,
разрешать директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих
ресурсов другим предприятиям необходимые материалы, перераспределять
капиталовложения по строительству, отступать от утвержденных проектов и смет
строительства, разрешать пуск в эксплуатацию строящихся предприятий и т.п.
Военное строительство в годы войны проходило особенно интенсивно. В первый день
войны была объявлена мобилизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет). С июля 1941 г.
по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков
(на уровне роты).
С осени 1942 г. он
заменялся институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших
осуществлять идеологические контроль и воспитание. Высшее военное руководство
стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили
члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный
штаб Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование
фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и
корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии,
бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. В 1942 г. издан Боевой
устав пехоты. С июля 1943 г. вводилось деление военнослужащих на рядовой,
сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки
различия. Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941)
Указом «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и
районах военных действий». Трибуналы образовались при армиях, корпусах,
дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских)
бассейнах. Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная,
военно-железнодорожная, военная водно-транспортная коллегии Верховного суда
СССР и Пленум Верховного суда СССР.
Наркомюст
осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры —
общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур
(в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовывалась в
военные. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов,
затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел 718 IX.
Государство и право в период государственно-партийного социализма были
предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию
(пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом
процессе. Командующие армиями и округами, военные советы могли приостанавливать
исполнение смертных приговоров, остальные приговоры исполнялись немедленно
после вынесения. Трибуналы обладали широкой подсудностью, рассматривая все
наиболее опасные деяния вплоть до спекуляции и хулиганства. Военные власти сами
определяли подсудность конкретного дела — общим судам или трибуналам. В
местностях, объявленных на осадном положении, к «провокаторам, шпионам и прочим
агентам врага, призывающим к нарушению порядка», расстрел применялся без
судебного разбирательства. В годы войны власти осуществили две важные меры,
направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при
этом от некоторых идеологических постулатов. В мае 1943 г. было заявлено об
упразднении Коминтерна.
Аргументы,
приводимые в заявлении, сводились к следующему: в обстановке войны перед каждой
национальной компартией стоят разные задачи. В битве с фашизмом каждая,
компартия может лучше всего действовать «в рамках своего государства», отпала
необходимость существования единого центра коммунистического движения. Вторым
важнейшим мероприятием было восстановление руководящих церковных органов в
сентябре 1943 г.: был созван Собор, избравший Патриарха (место которого
пустовало с 1925 г.), образован Синод. Одновременно создавался государственный
орган, призванный сотрудничать с Церковью — Совет по делам православной церкви.
Был преодолен церковный раскол, искусственно созданный в 20-е гг.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
В
июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, С Н
К и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа —
Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю
полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения.
ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные
органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных (в союзных и
автономных республиках). Местные комитеты обороны создавались в некоторых
областных и городских центрах. В их состав входили представители советских,
партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования.
Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных
органов власти и управления. Сессии Верховного Совета прошли в 1942,1944 и 1945
гг.
Летом
1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны.
Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г.
образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных
товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца
декабря 1941 г., когда вместо них при СН К ССС Р было создано Управление по
делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах — отделы эвакуации, на
железных дорогах — эвакуационные пункты. В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б)
приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных
противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные
органы, диверсионные военные группы и органы НКВД.
К
концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при
политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего
образовался Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое
Главное командование партизанского движения. В начале ноября 1942 г. Президиум
Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по
установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их
сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным
организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы
местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе
комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.
В
начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в
сентябре 1941 г. — Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. —
Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы
Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. Для проведения мобилизации
трудоспособного населения в июне 1941 г. созданы Комитет по учету и
распределению рабочей силы при С Н К СССР, а при областных и краевых исполкомах
— бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СН К СССР создано Главное управление по
снабжению углем, в 1943 г. — Главные управления по снабжению нефтью, лесом,
искусственным топливом и газом. Уже в начале июля 1941 г. правительство приняло
постановление, значительно расширявшее права народных комиссариатов в условиях
военного времени.
Им
предоставлялось право распределять и перераспределять материальные ресурсы
между предприятиями, разрешать директорам предприятий и начальникам строек
выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы,
перераспределять капиталовложения по строительству, отступать от утвержденных
проектов и смет строительства, разрешать пуск в эксплуатацию строящихся
предприятий и т.п. Военное строительство в годы войны проходило особенно
интенсивно. В первый день войны была объявлена мобилизация 14 возрастов (от 19
до 55 лет). С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт
военных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заменялся
институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять
идеологические контроль и воспитание. Высшее военное руководство стала
осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены
Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб
Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В
пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.
Структура
вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки,
батальоны, роты, взводы, отделения. В 1942 г. издан Боевой устав пехоты. С июля
1943 г. вводилось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский
составы и генералитет, были введены новые знаки различия. Особая система
военной юстиции регламентировалась июльским (1941) Указом «О военных трибуналах
в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий».
Трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на
железных дорогах и в речных (морских) бассейнах.
Надзорными
инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная,
военная водно-транспортная коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного
суда СССР. Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие
специальные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. Часть
территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном
положении) также преобразовывалась в военные. До 1943 г. трибуналы действовали
в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели.
Сроки
рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали
кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела
слушались в закрытом процессе. Командующие армиями и округами, военные советы
могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры
исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой
подсудностью, рассматривая все наиболее опасные деяния вплоть до спекуляции и
хулиганства. Военные власти сами определяли подсудность конкретного дела —
общим судам или трибуналам. В местностях, объявленных на осадном положении, к
«провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению
порядка», расстрел применялся без судебного разбирательства.
В годы войны власти осуществили две важные меры, направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при этом от некоторых идеологических постулатов. В мае 1943 г. было заявлено об упразднении Коминтерна. Аргументы, приводимые в заявлении, сводились к следующему: в обстановке войны перед каждой национальной компартией стоят разные задачи. В битве с фашизмом каждая, компартия может лучше всего действовать «в рамках своего государства», отпала необходимость существования единого центра коммунистического движения.
СОВЕТСКОЕ ПРАВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Правовая система,
сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР
в войну. Однако
формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться
на системе права и правового регулирования. Заметно была сужена
область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации,
гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно- и
административно-правовым.
Существенные изменения
произошли в области наследственного, семейного, жилищного права, где особым
вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой — другие
имущественные права этих субъектов.
Уголовное право . Жестче стала уголовная
репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные
принципы.
В военных условиях
существенные изменения произошли в области уголовного права. В
июле 1941 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР Об
ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих
тревогу среди населения. Антисоветские слухи квалифицировались как
контрреволюционная агитация.
В ноябре 1943 г. был
принят Указ Об ответственности за разглашение государственной тайны или
за утрату документов, содержащих государственную тайну.
С апреля 1943 г. для
специальных субъектов уголовного права (фашистских преступников и их
пособников) введены особые меры наказания — смертная казнь
через повешение и каторжные работы.
В декабре 1942 г. расширился
состав такого преступления, как спекуляция (в нее включалась продажа
махорки и самогона в больших количествах).
В январе 1942 г. кража
личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета,
нападения врага и т.п.) была по аналогии приравнена к бандитизму.
Много внимания
законодатель уделял борьбе с хищениями. В июне 1943 г. принят Указ
об ответственности за хищения горючего. Закон 1932 г. стали применять к случаям
хищения продуктов. Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота,
поломку сельхозтехники и проч.
Для уголовного
права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стали
использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания.
Появились новые составы: уголовное наказание назначалось за самовольный
уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь
1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и проч.
Расширялся круг действий,
входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность
стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке.
Наряду с усилением
наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое
судебное (а не указное) толкование.
Семейное право . В июле 1944 г. принят Указ
Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным,
одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска).
Вместе с тем этот Указ (как ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945 г.)
предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов
порождал только зарегистрированный брак.
Отменялись судебный
порядок установления отцовства и взыскание алиментов в случае отсутствия
регистрации брака.
Сохранялся судебный порядок установления фактических брачных отношений, имевших
место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользовались всеми правами на
наследство, получение пенсий и пособий. Устанавливался сложный порядок
расторжения брака в суде второй инстанции.
В марте 1945 г. Указом
Президиума Верховного Совета СССР внесены изменения в порядок наследования по
закону. Круг наследников расширялся — в порядок очередности после
наследников первой группы (дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы) вводились
наследники второй (трудоспособные родители) и третьей (братья/сестры) групп.
В случаях наследования по завещанию определенная доля гарантировалась
несовершеннолетним детям и нетрудоспособным иждивенцам.
Гражданское право . В сфере гражданского права В
сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду
нововведений. В связи с эвакуацией имущества возникло много споров.
Сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в
связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые
задания служили основанием для возникновения обязательств даже без заключения
договора. Усилилось воздействие административных актов на возникновение
обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отношениях.
Особую роль стало
играть право владения: расширилась практика присвоения
предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества,
купля-продажа часто заменялась простой передачей имуществ от госоргана к
госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ресурсов, оборудования,
сырья и проч.) права наркоматов расширялись, так же как и внутренний хозрасчет
предприятий. Упрощался порядок подрядного строительства и составления сметной
документации.
Колхозное право. В принятом в августе 1943 г.
постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) О неотложных мерах по восстановлению
хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации предусматривались
меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства,
скотоводства, установление налоговых льгот организациям и лицам.
Колхозам возвращался скот,
ранее принадлежавший им и эвакуированный до начала оккупации, колхозы
освобожденных территорий освобождались от некоторых государственных поставок,
государство проводило закупку скота в восточных районах, чтобы обеспечить нужды
западных областей. Жители освобожденных областей освобождались от обязательных
поставок сельхозпродуктов государству. Принимались меры к восстановлению
разрушенных жилищ колхозников.
Вместе с тем главным
направлением в политике правового регулирования экономики была мобилизация всех
возможных ресурсов. В феврале 1942 г. принят Указ О мобилизации
всего трудоспособного населения для работы в производстве и строительстве, трудовая
повинность введена еще в июне 1941 г. В сфере сельскохозяйственного
производства в апреле 1942 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен
обязательный минимум трудодней для колхозников (как взрослых, так и
подростков).
Тогда же принято другое
постановление о мобилизации горожан на сельскохозяйственные работы, в колхозы,
совхозы и МТС. Ранее установленный порядок обязательных поставок государству
колхозами в годы войны был дополнен: создавались специальные фонды (для поставок
Красной армии и т.п.). Закон, с одной стороны, стимулировал более интенсивное
использование земель (в частности, пустующих) колхозами, а с другой — проводил
политику огосударствления колхозов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий