воскресенье, 28 апреля 2024 г.

Лекция для ПСА 2 КУРС

ЛЕКЦИЯ 1.1 ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (1985—1991).

1. Трансформация формы правления и политического режима

2. Реализация политических прав и свобод.

3. Попытка трансформации формы государственного устройства СССР

4. Развитие законодательства.

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Новый руководитель в 1985 произвел некоторые кадровые перестановки, которые получили название курс "социалистического реформизма" в КПСС. Его суть состояла в удалении из Политбюро консервативно настроенных лидеров и пополнении руководящих органов государства, а также партийных структур новыми людьми. В рассматриваемый период из Политбюро последовательно вытеснялись представители "брежневской гвардии" как потенциальные противники обновленческого курса Горбачева. На апрельском пленуме ЦК КПСС (1985 г.) членами Политбюро становятся Е. К. Лигачев и Н. И. Рыжков, на июльском – Э. А. Шеварднадзе, в 1986 г. ряды реформаторов пополнили А. Н. Яковлев и Б. Н. Ельцин. В первые два года перестройки было заменено 60% секретарей райкомов и обкомов. Однако следует отметить, что зачастую у молодых руководителей, пришедших на смену старым, обнаруживались те же черты закоснелости, нерешительности, неспособности изменить стиль руководства, стремления защитить собственные привилегии.

Более серьезные изменения произошли в 1989 г. Во-первых, многим руководителям КПСС пенсионного возраста было предложено подать в отставку. Во-вторых, произведено сокращение аппарата, необходимое в связи с отказом КПСС от административных функций. В-третьих, были существенно сокращены функции Секретариата партии путем их передачи комиссиям Центрального комитета.

Параллельно новое руководство разрабатывало программу преобразований в стране, которая обсуждалась па XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). На нем прозвучал доклад М. С. Горбачева, основными идеями которого стали:

  • 1) радикальная реформа экономики страны, а именно создание смешанной экономики взамен полностью огосударствленной (изменение системы использования и управления государственной собственностью, развитие кооперативных предприятий, форм частной собственности, особенно в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания);
  • 2) демократизация общественной и политической жизни страны (изменение существующей избирательной системы, начало политики гласности, призыв к партии освободиться от "комплекса непогрешимости" и т.д.).

Доклад Горбачева был встречен прохладно. Это отражало неготовность политической элиты даже на такие паллиативные меры. Об этом свидетельствует и острота дискуссий на XIX Всесоюзной партийной конференции, состоявшейся в июне 1988 г. Именно на ней были предложены основные параметры модернизации советского государства и права: 1) реформирование избирательной системы; 2) создание нового представительного органа – съезда народных депутатов; 3) повышение роли суда в обществе посредством судебной реформы; 4) сведение полномочий прокуратуры к надзору за соблюдением законности; 5) реформа охранительных отраслей права (уголовного, уголовно-исполнительного и административного); 6) повышение роли адвокатуры; 7) повышение юридической грамотности населения.

На партконференции была выдвинута концепция социалистического правового государства. Оно должно было основываться на принципах разделения властей, "качественности" законов, верховенства легитимного закона, отражающего общечеловеческие ценности, социальной справедливости. Условиями построения социалистического правового государства считались: 1) пересмотр соотношения государства и общества (предоставление обществом государству полномочий и сохранение обществом контроля за осуществлением этих полномочий); 2) ограничение пределов вмешательства государства в экономику; 3) принятие общесоюзных кодексов по всем отраслям права; 4) создание эффективного механизма защиты прав граждан; 5) повышение правовой культуры населения; 6) ликвидация чрезмерной обособленности аппарата управления; 7) обеспечение полного подчинения аппарата управления представительным органам государственной власти; 8) изъятие у исполнительной власти полномочий, связанных с досрочным роспуском представительного органа и правом вето в отношении актов представительных органов; 9) сохранение и упрочение всеобщего мира.

XIX партконференция приняла 1 июля 1988 г. резолюцию "О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны". Началась реализация программы политических преобразований. Был учрежден новый высший законодательный орган – съезд народных депутатов СССР, который собирался один раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР. Съезд состоял из 2250 депутатов, из них 750 от территориальных и 750 от национально-территориальных округов, а также 750 от общесоюзных общественных организаций (100 мандатов выделялось КПСС, 100 профсоюзам, 75 комсомолу и т.д.). Резерв в виде трети мандатов давал руководителям КПСС гарантированное большинство.

На XIX партконференции Горбачев обязался провести в течение года альтернативные выборы, где могли бы соперничать несколько кандидатов. 1 декабря 1988 г. был принят Закон СССР "О выборах народных депутатов СССР". Соответствующие изменения были внесены и в Конституцию СССР. Формально Конституция СССР с поправками 1988 г. и новый избирательный закон были гораздо менее демократичными, чем Конституции 1936 и 1977 гг. Выборы народных депутатов не были вполне равными и прямыми.

Треть состава избиралась в общественных организациях, причем их делегатами. На выборах не соблюдался и принцип "один человек – один голос". Например, академик, будучи членом ЦК КПСС и членом Филателистического общества СССР, голосовал четыре раза: в округе и в трех общественных организациях (некоторые категории граждан могли голосовать до десяти раз).

Уже в марте 1989 г. выборы состоялись на территории всего Советского Союза. Примерно в половине округов были выдвинуты несколько кандидатов в депутаты. Но даже в этих условиях кампания по выборам народных депутатов проходила в обстановке массированного натиска на КПСС, ее идеологию и функционеров. В итоге на Съезд было избрано большое количество радикально настроенных депутатов, которых много было и среди коммунистов, составлявших 87% состава Съезда. Это были будущие оппозиционеры, которые в короткие сроки покинут ряды КПСС и возглавят демократическое движение. В первую очередь это относилось к представителям крупных городов – Москвы, Ленинграда, Свердловска, а также ряда республик.

Закон СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР определил, что единую систему представительных органов государственной власти страны составляли советы народных депутатов – съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, съезды народных депутатов и верховные советы союзных и автономных республик, местные советы народных депутатов.

Срок полномочий советов народных депутатов всех уровней составлял пять лет. Постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, который избирался тайным голосованием из числа народных депутатов СССР съездом и был ему подотчетен. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу и объему полномочий.

Совет Союза избирался из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирался из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по определенным Конституцией СССР нормам.

Верховный Совет СССР ежегодно созывался Президиумом Верховного Совета СССР на очередные (весеннюю и осеннюю) сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Сессия Верховного Совета СССР состояла из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР принимал законы СССР и постановления. Каждая палата Верховного Совета СССР была вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежали вопросы социально-экономического развития и государственного строительства, имевшие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР. В Совете Национальностей рассмотрению подлежали прежде всего вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулировавшего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимала постановления. Органом, обеспечивавшим организацию работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, являлся подотчетный Верховному Совету СССР Президиум Верховного Совета СССР. Председатель Верховного Совета СССР являлся высшим должностным лицом и представлял СССР внутри страны и в международных отношениях, избирался на Съезде народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Председатель Верховного Совета СССР был подотчетен Съезду и Верховному Совету СССР.

Наметившееся сближение советских представительных органов с парламентами тех стран, где использовался принцип разделения властей, изменяло политическую роль Председателя и Президиума Верховного Совета СССР. Они теперь все больше выступали в роли руководящих институтов представительных органов власти. В связи с этим на III Съезде народных депутатов в 1990 г. был учрежден пост Президента СССР. Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР нс моложе 35 и не старше 65 лет. Он должен был избираться гражданами СССР путем прямого и тайного голосования. Но в порядке исключения первые выборы президента были проведены Съездом народных депутатов СССР, который избрал М. С. Горбачева.

Президент СССР являлся гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, конституции и законов СССР; был обязан принимать необходимые меры по охране суверенитета СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР; представлял СССР внутри страны и в международных отношениях; должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР, представлять Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны и информировать Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР; с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР формировал Кабинет министров СССР, вносил в его состав изменения, представлял Верховному Совету СССР кандидатуру на пост премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождал от должности премьер-министра и членов Кабинета министров СССР; представлял Верховному Совету СССР ряд кандидатуры на разные государственные посты и др. Он издавал указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

В 1990–1991 гг. при Президенте СССР действовал Президентский Совет. Его задача состояла в выработке мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны. Члены Совета назначались Президентом, только премьер- министр входил в его состав по должности. В заседаниях Президентского Совета вправе был участвовать Председатель Верховного Совета СССР.

Президент возглавил функционировавший в 1990–1991 гг. Совет Федерации СССР, в состав которого вошли высшие государственные должностные лица союзных республик. В заседаниях Совета Федерации имели право участвовать Председатель Верховного Совета СССР, председатели палат Верховного Совета СССР, высшие государственные должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов. К полномочиям Совета Федерации относились: рассмотрение вопросов соблюдения Союзного договора, разработка мер по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, представление Совету Национальностей Верховного Совета СССР рекомендаций по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях, координация деятельности союзных республик и обеспечение их участия в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР.

Началось реформирование органов исполнительной власти. В 1990 г. был ликвидирован Совет министров СССР и учрежден Кабинет министров СССР. Он формировался Президентом с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом. Состоял из премьер- министра, его заместителей и министров. В работе Кабинета министров могли участвовать с правом решающего голоса главы правительств республик в составе СССР. Но Кабинет министров даже не успели сформировать. Уже в конце августа 1991 г. он был ликвидирован и заменен Комитетом по оперативному управлению народным хозяйством СССР.

Важным моментом стали преобразования в судебной системе. Реформирование экономической сферы и рост хозяйственных споров были использованы для создания судебного органа для разрешения такого рода правовых конфликтов. Таким органом стал Высший арбитражный суд СССР, учрежденный 17 мая 1991 г. и действовавший на основе законов СССР "О Высшем арбитражном суде СССР" и "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР". С введением в действие этих законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее.

В 1989 г. был создан Комитет конституционного надзора СССР, который являлся лишь совещательным органом. В соответствии с принципом разделения властей считалось необходимым исключить конституционный контроль из числа функций Верховного Совета СССР.

1 декабря 1988 г. Конституция СССР была дополнена нормами, устанавливающими новый порядок выборов судей. В августе – ноябре 1989 г. был принят ряд нормативных актов, касающихся статуса судей. Важнейшими новшествами оказались отказ от прямых выборов народных судей населением и увеличение сроков судейских полномочий с пяти до десяти лет. Народных судей стали избирать сроком на десять лет областные и к ним приравненные советы народных депутатов на основании совместного представления министерства юстиции и верховного суда союзной республики. Членов областных, краевых судов, верховных судов союзных республик избирали сроком на десять лет верховные советы соответствующих союзных республик. Лишь судей автономных республик и округов избирали, как и раньше, советы соответствующих автономных образований – тоже сроком на десять лет.

Период 1988–1990 гг. ознаменовался созданием многочисленных политических партий и общественных движений. В мае 1988 г. возникла первая партия новых либералов – Демократический союз. Изначально в организации оформилось два крыла – "реформаторов" и "радикалов". Единого лидера в организации с самого начала не было. Однако фактическим руководителем стала В. И. Новодворская. Данная партия стала первой самопровозглашенной партией в стране. Главной целью Демократического союза было радикальное изменение советского общественного и политического строя с целью "создания парламентской демократии". В августе 1989 г. из числа сторонников Демократического союза возникла Демократическая партия Советского Союза во главе с Л. Убожко. Позже она трансформировалась в Консервативную партию Советского Союза – КПСС-2.

Активно формировались партии религиозного толка. В августе 1989 г. состоялась учредительная конференция Христианско-демократического союза России. Лидером организации стал А. Огородников. В апреле 1990 г. было объявлено о создании Российского христианско-демократического движения. В своих программно-теоретических основах движение опиралось на идеи С. Франка, С. Булгакова, И. Ильина, Н. Лосского, П. Новгородцева, Б. Вышеславцева, Н. Бердяева, Г. Федотова, П. Струве, на основе которых предполагалось осуществить возрождение России. Месяцем позже свою учредительную конференцию провела Российская христианско-демократическая партия.

В ноябре 1989 г. на основе неформальной группы "Гражданское достоинство" была создана первая партия конституционных демократов – Союз конституционных демократов, который в мае следующего года распался на три кадетские организации.

В декабре 1989 г. бывшие члены Демократического союза начали работу по созданию одной из крупнейших в последующем партий либерального толка – Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС, с октября 1990 г. – ЛДП, а с 1991 г. – ЛДПР). В ее документах было записано, что главной целью партии является "построение европейского индустриального общества в Советском Союзе" на базе здоровой экономики. Лидером партии стал B. В. Жириновский.

В мае 1990 г. оформилась крупнейшая и наиболее авторитетная тогда либеральная партия – Демократическая партия России. В оргкомитет по ее созданию вошли представители Демократической платформы в КПСС, Народного фронта Ленинграда и Московского объединения избирателей. Председателем партии был избран Н. И. Травкин.

В ноябре 1990 г. была создана Республиканская партия Российской Федерации. Ее возглавили В. Н. Лысенко, C. С. Сулакшин и В. Н. Шостаковский.

Весьма скоро малочисленные либеральные партии почувствовали необходимость объединения своих усилий. В октябре 1990 г. было создано единое либеральное политическое движение "Демократическая Россия", в которое вошли все основные либеральные силы.

В 1991 г. произошла отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, что означало конец монополии на власть какой-либо одной политической партии в СССР. Данное событие в политической жизни советского общества создало позитивные условия для формирования многопартийной системы. Но необходимо отметить, что несмотря на многочисленность вновь созданных политических партий ни одна из них не являлась реальной политической силой в советском обществе. Политические партии, существовавшие в указанный период, не имели реальной возможности оказать влияние на политическую жизнь в государстве, так как они не выражали интересов того или иного социального слоя и зачастую их программы носили популистский характер.

 

Съезд народных депутатов – это высший орган государственной власти РСФСРРоссийской Федерации в 1990—1993 гг.

Был учреждён в соответствии с поправками к Конституции РСФСР, принятыми Верховным Советом РСФСР 29 октября 1989 года. Избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Первый и единственный состав народных депутатов РФ был избран 4 и 18 марта 1990 года, созван на I съезд 16 мая того же года. После начала работы Съезда народных депутатов Верховный Совет РСФСР сложил свои полномочия как высший орган власти и в дальнейшем стал органом Съезда народных депутатов — постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти (постоянно действующим парламентом).

Указом президента РФ Б. Н. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ была прекращена. Не подчинившись указу, Верховный Совет принял постановления о прекращении полномочий президента Ельцина «в связи с грубейшим нарушением … Конституции …, выразившимся в издании им Указа … № 1400 „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации“, приостанавливающего деятельность законно избранных органов государственной власти», и об исполнении этих полномочий вице-президентом Руцким. Конституционный суд Российской Федерации признал указ № 1400 и действия президента Ельцина неконституционными и достаточными для отстранения его от должности. Верховный Совет также принял постановление о незамедлительном созыве X чрезвычайного (внеочередного) Съезда народных депутатов с повесткой дня «О политическом положении в Российской Федерации в связи с совершённым государственным переворотом».

23 сентября созванный Съезд утвердил постановления Верховного Совета о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина были квалифицированы как попытка государственного переворота.

4 октября 1993 года после двухнедельного противостояния в центре Москвы Съезд и Верховный Совет были разогнаны войсками с применением оружия и бронетехники.

Съезд народных депутатов Российской Федерации был окончательно упразднён в связи с принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, которая также упразднила Верховный Совет Российской Федерации, заменив эти органы Федеральным собранием Российской Федерации.

Верховный Совет СССР — законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти.

Избирался тайным голосованием Съездом народных депутатов СССР из числа самих депутатов сроком на 5 лет (при ежегодном обновлении на ⅕).

 

Двухпалатная структура ВС СССР была сохранена. В Совете Союза должны были рассматриваться вопросы социально-экономического развития и государственного строительства, в Совете Национальностей — вопросы обеспечения интересов наций и народностей.

Завершил свою деятельность в связи с прекращением существования СССР 26 декабря 1991 года.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД.

ПОПЫТКА ТРАНСФОРМАЦИИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СССР

 

Перестро́йка» — общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым в 1985—1991 годах. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена новым государственным курсом. Суть ее состояла в объявлении радикального изменения методов руководства страной, курса на

массовое привлечение граждан к политическим процессам, к формированию и деятельности

государственных органов, на расширение гласности, введение информационной и политической свободы

как фактора жизни в обществе и государстве, включая и возможности создания различных объединений

граждан, в том числе и политических партий.

 

Целью реформ была всесторонняя «демократизация» сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя. Планы экономических реформ разрабатывались ещё в 1983—1984 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова/

Впервые необходимость совершенствования существовавшей экономической системы — так называемого Ускорения — была провозглашена М. С. Горбачёвым на пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Однако эти меры касались только экономики, носили в основном административный характер и не затрагивали существа «развитого социализма». Кардинальная же реформа всей системы, включая политические изменения, началась после пленума ЦК КПСС 27 января 1987 года. Перестройка была обозначена в качестве задачи и как необходимое «преодоление эпохи застоя и обновление всех сторон жизни страны».

Главным направлением политической реформы была провозглашена демократизация общественно-политической жизни. Гласность привела в движение широкие слои советской общественности. Возникли многочисленные общественные объединения и клубы в поддержку перестройки. Обсуждение нового правительственного курса происходило на партийных собраниях, в трудовых коллективах, на массовых митингах граждан. В сентябре 1987 г. при Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым в целях дополнительного изучения материалов, связанных с репрессиями 1930-1950-х гг. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-х гг., в том числе Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Г. Е. Зиновьев.

Изменения в политической жизни страны повлекли за собой размежевание граждан на сторонников и противников преобразований. Этот политический разлом затронул все слои советского общества. В стране стали появляться оппозиционные партии и движения. Широкий политический резонанс вызвала отставка в октябре 1987 г. популярного тогда в народе Б.Н. Ельцина с поста первого секретаря Московского городского комитета КПСС.

Состоявшаяся в июне 1988 г. XIX Всесоюзная партийная конференция обсудила ход перестройки в стране. Она объявила целью по­литической реформы создание «правового социалистического государства». Для этого необходимо было разделить функции правящей Коммунистической партии и Советов. Конференция рекомендовала внести ряд изменений в государственную систему страны.

В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял законы об изменении структуры высших органов государственной власти и избирательной системы. В соответствии с ними учреждался новый орган — Съезд народных депутатов СССР, а Верховный Совет реорганизовывался в постоянно действующий парламент. Выборы отныне должны были проводиться исключительно на альтернативной основе.

В марте 1990 г. учреждается должность Президента СССР. Одновременно из Конституции СССР убирается статья 6 о руководящей роли КПСС в советском обществе. Ее отмена стала важным шагом на пути формирования многопартийности и политическо­го плюрализма.

Перемены в общественно-политическом строе СССР раскололи КПСС, являвшуюся его идеологической и политической основой. Ослабление партии в совокупности с неудачами экономического реформирования и ростом межнациональной напряженности привело на рубеже 1980-1990-х гг. к глубокому кризису советской государственности, дестабилизировало всю систему государственного управления.

Экономическая реформа.

Главной задачей экономической реформы являлся переход от административных к экономическим методам управления производством. Первые попытки демонтажа административно-командной системы, предпринятые в рамках политики перестройки, относятся к 1987 г. Тогда был принят закон «О государственном предприятии», предусматривавший перевод предприятий на хозрасчет и самофинансирование.

Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые и горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Директивное руководство со стороны вышестоящих министерств и ведомств существенно сократило свою сферу действия, что позволило уменьшить их число. В 1987-1989 гг. многие министерства и ведомства были объединены или даже упразднены.

В 1988 г. принимается закон о кооперации. В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Произошли изменения и в организации сельскохозяйственного производства: появились первые фермерские хозяйства. Однако их удельный вес был невелик. К концу 1990 г. в них производилось менее 1 % сельскохозяйственной продукции страны.

Но решить главную задачу экономической реформы и перейти от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления производством не удалось. В условиях диспропорций и перекосов в народном хозяйстве, товар­ного дефицита, архаической системы ценообразования и несовершенства законодательства воспользоваться в полном объеме предоставленной самостоятельностью было очень сложно. Ослабление централизованного управления экономикой приводило к нарушению складывавшихся десятилетиями связей, местничеству и региональному сепаратизму. Плановые задания не выполнялись, наблюдалось падение производства.

Что же касается негосударственного сектора экономики, то он, столкнувшись с организационными, финансовыми, идеологическими препятствиями, слабой государственной поддержкой, пережив кампанию по борьбе с нетрудовыми доходами и иные запретительные меры, не смог существенно повлиять на экономическую ситуацию в стране.

Экономическая реформа перестройки, подорвав администра­тивно-командную систему и ничего не создав взамен, окончилась полным провалом. Неудача на одном из главных направлений перестройки в конечном счете определила всю ее судьбу.

Бюрократия и перестройка.

Перестройка была начата по инициативе М.С. Горбачева и еще нескольких человек из высшей партийно-государственной элиты. Она получила, особенно на начальном этапе, поддержку со стороны большинства слоев советского общества. Правда, их заинтересованность в переменах носила различный характер. Интеллигенция рассчитывала получить большую свободу для индивидуального творчества, рабочие и служащие связывали с ней достижение более справедливого порядка распределения общественного богатства, крестьянство — надежду стать подлинными хозяевами своей земли и труда. Однако общий ход, масштаб и характер перестройки во многом были определены экономическими и политическими интересами советского правящего класса — номенклатуры.

К началу 1980-х гг. значительная ее часть стала тяготиться коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы формально узаконить свое господство, стать настоящим собственником, ей необходимо было уничтожить социалистическую собственность и соответствующую партийно-государственную надстройку, которые в течение многих десятилетий являлись основой ее власти и благополучия. Это раскололо номенклатуру на «партократов», оставшихся верными прежним идеалам и ценностям и потому стремившихся во что бы то ни стало сохранить отжившую систему, и «реформаторов», активно включившихся в процесс реформирования советского общества и надеявшихся направить его в нужное им русло.

Съезд народных депутатов СССР.

В 1988-1990 гг. в Конституцию СССР были внесены изменения, перестроившие всю систему высших органов государственной власти и управления. Важнейшее место в ней занимал Съезд народных депутатов СССР.

Этот орган наделялся всей полнотой власти в стране и был правомочен рассматривать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. К исключительным полномочиям Съезда относились: принятие Конституции и внесение в нее поправок; вопросы национально-государственного устройства; границы СССР и границы союзных республик; определение основных направлений внутренней и внешней политики; утверждение перспективных государственных планов; избрание Верховного Совета СССР, а также Председателя и первого заместителя Председателя Верховного Совета.

Количественный состав Съезда был установлен в 2250 депутатов. Одна треть (750 депутатов) избиралась от территориальных ок­ругов, другая треть (750 депутатов) — от национально-территориальных округов по следующим нормам представительства: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов — от автономной республики, 5 депутатов — от автономной области и по 1 депутату — от автономного округа. Выборы депутатов в округах проводились на альтернативной основе.

Наконец, последняя треть (750 депутатов) избиралась от общесоюзных общественных организаций на их форумах. При этом закон о выборах определял квоту для организаций, исходя из их роли в общественно-политической жизни страны. Так, по 100 мест выделялось для КПСС, профсоюзов и кооперативных организаций, по 75 — для ВЛКСМ, женских, ветеранских организаций, объединений научных работников, творческих союзов и иных общественных объединений.

Выборы от общественных организаций позволяли избираться на съезд на безальтернативной основе и фактически без учета мнения населения. Именно таким способом были избраны депутатами Съезда высшие руководители партии и правительства, включая самого М. С. Горбачева. Срок полномочий депутатов Съезда был установлен в пять лет. Съезды должны были собираться не реже одного раза в год. В действительности они созывались чаще. Всего за период с 1989 по 1991 г. состоялось пять Съездов народных депутатов СССР. Они проходили в обстановке полной гласности, и их заседания, как правило, транслировались по телевидению.

Верховный Совет СССР.

С образованием Съезда народных депутатов изменились правовой статус и порядок формирования Верховного Совета СССР. Он превращался в постоянно действующий законодательный и распорядительный орган государственной власти. Избирался Верховный Совет на Съезде народных депутатов из их числа. Верховный Совет, как и прежде, состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. В каждой из палат было по 271 депутату (всего — 542 депутата). Конституция установила сложный порядок обновления депутатского корпуса Верховного Совета: ежегодно он должен был изменяться на 1/5.

Верховный Совет СССР имел довольно широкие полномочия. Он назначал выборы народных депутатов, утверждал членов правительства, образовывал и упразднял министерства и другие центральные органы, избирал судей высших судов СССР, назначал и смещал Генерального прокурора, принимал законы, ратифицировал и денонсировал международные договоры.

Для предварительного рассмотрения законопроектов Совет Союза и Совет Национальностей могли создавать постоянные комиссии, а Верховный Совет в целом — постоянные комитеты.

Руководил работой Верховного Совета избиравшийся на Съезде народных депутатов Председатель Верховного Совета.

Президент СССР.

Пост Президента СССР был учрежден на III Съезде народных депутатов 14 марта 1990 г. Соответствующая поправка к Конституции гласила, что Президент СССР избирается всенародным голосованием на пятилетний срок. Однако первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев был избран Съездом народных депутатов.

Президенту отводилось важное место в системе высших государственных органов. Он являлся главой государства, обеспечивал взаимодействие органов власти и управления, представлял на утверждение Верховного Совета кандидатуры главы правительства, министров, Генерального прокурора, назначал и смещал высшее военное командование, вел международные переговоры, назначал и отзывал дипломатических представителей, имел право объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное или чрезвычайное положение.

В декабре 1990 г. полномочия президента были расширены. Ему непосредственно было подчинено правительство, переименован­ное из Совета Министров в Кабинет министров, и он получил право единоличного назначения его членов. Тогда же была учреждена должность вице-президента, который выполнял поручения президента и мог замещать последнего в случае его болезни или отставки. Вице-президентом СССР был избран Г.И. Янаев.

Президент СССР возглавлял Совет безопасности, Президентский совет и Совет Федерации. В состав последнего органа входи­ли руководители союзных республик, и его значение в условиях ослабления роли союзного центра постоянно усиливалось.

Комитет конституционного надзора.

В декабре 1989 г. на II Съезде народных депутатов СССР был образован Комитет конституционного надзора. Ему было поручено наблюдать за тем, чтобы все законы и подзаконные акты государственных органов СССР, конституции и законы союзных республик не противоречили Конституции СССР. Комитет не был наделен правом отменять противоречащие Конституции акты. Для устранения нарушения он должен был направить органу, издавшему такой акт, свое заключе­ние. Чтобы обеспечить независимость членов Комитета конституционного надзора от политической конъюнктуры, срок их полно­мочий устанавливался в десять лет.

Углубление политического кризиса.Реформы в государственном аппарате 1988—1990 гг. не остановили центробежных тенденций в государственном развитии СССР. Во второй половине 1980-х гг. во многих союзных республиках были образованы народные (национальные) фронты и движения, ставшие вскоре влиятельнейшей политической силой. На первых порах их руководители ставили умеренные цели. Они настаивали на признании родного языка в республиках официальным, обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти, региональном хозрасчете. В условиях неспособности союзного центра решить экономические проблемы и прекратить межнациональные конфликты, возникавшие то в одном, то в другом регионе многонационального государства, в республиках усилились позиции сил, выступавших за отделение от СССР и провозглашение независимости.

В ноябре 1988 г. Декларация о государственном суверенитете была утверждена Верховным Советом Эстонии. Декларация провозглашала верховенство законов Эстонии, республиканскую собственность на землю, ее недра, природные богатства, основные средства производства в промышленности. Несмотря на то, что власти Союза ССР признали ее недействительной, примеру Эстонии последовали Литва, Латвия и Азербайджан, принявшие в 1989 г. идентичные по содержанию декларации. В 1990 г. о своем государственном суверенитете объявили и все другие союзные республики, включая РСФСР. Состоявшиеся в 1990 г. выборы глав республик (президентов) и их высших органов власти принесли победу сторонникам отделения от СССР.

Важнейшим результатом «парада суверенитетов» стало заметное перемещение политической власти из союзного центра в республики. Вместе с тем неконституционное, стихийное освобождение республик от диктата центра не стало победой сил демократии и национального возрождения. К власти в большинстве республик пришли национальные элиты, которые стали проводить в отношении проживавших на их территории национальных меньшинств политику диктата и дискриминации. Резко возросла угроза неконтролируемого распада СССР.

IV Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в декабре 1990 г., высказался за сохранение и обновление СССР как демократического федеративного государства. В соответствии с решениями Съезда 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о будущем Союза. За сохранение СССР высказалось 76,4 от общего числа участвовавших в голосовании. В то же время в ряде республик референдум был фактически проигнорирован. В апреле 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве начались переговоры М.С.Горбачева с руководителями девяти союзных республик. В ходе переговоров был выработан проект нового союзного договора, предусматривавшего преобразование СССР в Союз суверенных государств (ССГ). Подписание его было намечено на 20 августа 1991 г.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. ГКЧП.

Накануне подписания нового союзного договора группа высших государственных деятелей СССР, полагая, что его подписание ведет к фактическому распаду СССР, предприняла попытку силовым способом сохранить Союз. Под предлогом болезни М.С.Горбачев был отстранен от исполнения обязанностей Президента СССР. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на шесть месяцев, запрещались митинги и забастовки. Одновременно было объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) в составе: вице-президента Г.И.Янаева, премьер-министра В.С.Павлова, руководителей силовых ведомств В.А.Крючкова (КГБ), Б.К.Пуго (МВД), Д.Т.Язова (Минобороны), а также В.А.Стародубцева, О.Д.Бакланова, А.И.Тизякова. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной конфронтации и социальной анархии в стране. Главной же целью ГКЧП было восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Однако сохранить власть в своих руках ГКЧП не сумел. Центром сопротивления ГКЧП стали Москва, политическое руководство РСФСР, ее Президент Б.Н.Ельцин. В своем обращении к гражданам России он расценил действия ГКЧП как государственный переворот и призвал поддержать законно избранные власти. Не ожидав организованного сопротивления своим действиям, ГКЧП потерял контроль за развитием событий, и 22 августа 1991 г. все его члены были арестованы.

Распад СССР. События августа 1991 г. ускорили распад СССР. Попытка переворота окончательно подорвала политические позиции Президента СССР М.С.Горбачева, лишив его последних реальных рычагов власти. Одна за другой республики стали объявлять о своей независимости. 24 августа 1991 г. была провозглашена независимость второй по значению республики СССР — Украины. Лишь две республики — РСФСР и Казахстан удержались от этого шага.

В начале сентября 1991 г. собрался V Съезд народных депутатов СССР. Он осуществил реорганизацию органов государственной власти и управления. Кабинет министров был упразднен, а его функции экономического характера переданы Комитету по оперативному управлению народным хозяйством. Одновременно создавался Государственный совет СССР, наделявшийся полномочиями высшего органа власти на переходный период, т. е. до подписания нового союзного договора и преобразования СССР из федерации в конфедерацию — Союз суверенных государств.

В сентябре 1991 г. Госсовет СССР признал независимость прибалтийских государств — Эстонии, Латвии, Литвы. В октябре он расформировал КГБ. На его основе создавалось пять новых ведомств: Межреспубликанская служба безопасности, Комитет по охране государственной границы, Центральная служба разведки, Комитет правительственной связи, Служба охраны. В ноябре 1991 г. на заседании Госсовета был одобрен текст нового союзного договора. Тогда же было принято решение об упразднении 70 министерств и ведомств СССР. Предполагалось оставить в качестве межгосударственных органов Союза только 10 ведомств: Министерство иностранных дел (вскоре переименованное в Министерство внешних сношений), Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство культуры, Министерство путей сообщения, Министерство атомной энергетики и промышленности, Министерство энергетики и электрификации, Таможенный комитет, Госкомитет по народному образованию и Межреспубликанский комитет по экологической безопасности. Управление всеми остальными отраслями должно было быть передано суверенным государствам Союза.

1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, свыше 2/3 участников которого проголосовали за полную независимость Украины. Ссылаясь на его итоги, президент Украины Л.М.Кравчук решительно отказался от подписания союзного договора. 8 декабря 1991 г. высшие руководители РСФСР, Украины и Белоруссии — Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич — в Беловежской пуще в тайне от М.С.Горбачева подписали соглашение о прекращении действия союзного договора 1922 г. и о роспуске всех государственных структур СССР. Хотя легитимность этого решения оспаривалась многими, распад СССР стал свершившимся фактом. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев, являвшийся к тому времени президентом несуществующего государства, сложил свои полномочия.

Создание СНГ. Заявив о роспуске СССР, Б.Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич объявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ)- Фактически это была форма цивилизованного роспуска СССР и сосуществования бывших союзных республик на постсоветском пространстве. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к договору об образовании СНГ присоединились еще восемь бывших союзных республик (кроме прибалтийских государств и Грузии). После падения режима 3. К. Гамсахурдиа (1992) Грузия также вошла в СНГ.

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

В середине 90-х гг. в России формируется стабильное гражданское законодательство: принимаются первые две части Гражданского кодекса РФ, пришедшие на смену ГК РСФСР 1964 г. и Основам гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 г., федеральные законы о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о некоммерческих организациях, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью и пр.

В декабре 1995 г. был принят Семейный кодекс РФ, с введением в действие которого в основном утратил силу Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. Была значительно усилена защита прав детей (так, дети впервые получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд) Семейный кодекс РФ определил такие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление; опека и попечительство; передача в приемную семью; воспитание в учреждениях всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Был введен судебный порядок усыновления детей, закон стал охранять тайну усыновления.

В 1994 г., на основании соответствующего Федерального закона РФ, каждый получил право на необходимую оборону независимо от возможности избежать преступного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти Это было обусловлено обострением криминогенной ситуации в нашей стране после обретения государственной независимости.

Резкий рост преступности вынудил Президента РФ Б.Н. Ельцина даже принять беспрецедентный для российского уголовно-процессуального права Указ от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», в соответствии с которым к подозреваемым по указанным преступлениям задержание могло быть применено на срок до 30 суток. Чуть позже этот президентский указ был отменен.

В 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс РФ. Было введено такое наказание, как пожизненное лишение свободы.

В 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде» государственный арбитраж в России был преобразован в систему арбитражных судов. Этот закон в 1995 г. был заменен Федеральным законом «Об арбитражных судах в РФ». Данным законом был возрожден порядок апелляционного производства, отмененный еще Декретом о суде № 1 в ноябре 1917 г.

В развитии права можно выделить два этапа, связанные с изменениями, происходившими в обществе. Первый этап — середина 80-х — начало 90-х гг. — характеризовался постепенными демократическими изменениями, попытками либерализовать социалистическую правовую систему, второй — с начала 90-х гг. — коренными изменениями в правовой системе, явившимися следствием перехода от социализма к капитализму, от плановой к рыночной экономике.

С начала 90-х гг. на территории России в качестве источников права признавались как российские нормативно-правовые акты, так и правовые нормы Союза ССР, не противоречащие Конституции и законодательству РСФСР и действовавшие до принятия соответствующих российских актов.

Провозглашение суверенитета Российской Федерации, разрушение Союза Советских Социалистических Республик и неудовлетворительное состояние законодательства послужили предпосылками начавшихся кодификационных работ, завершившихся принятием Таможенного, Водного, Семейного, Арбитражного процессуального, Гражданского (части первая и вторая), Уголовного Кодексов. Запланированы и другие работы по систематизации.

Конституционное право. Общественно-политические процессы, проходившие в обществе, в первую очередь, находили свое отражение в изменении конституционного права. Важным моментом в развитии этой отрасли является принятие первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете. 21 апреля 1992 г. шестым Съездом народных депутатов было изменено наименование государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на наименование Российская Федерация — Россия. С принятием 1 апреля 1993 г. Закона «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливается пространственный предел действия государственного суверенитета России.

Декларация о государственном суверенитете признала принцип разделения властей важнейшим в функционировании России как правового государства. В ней также констатировалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей и округов, равно как краев и областей. Шагом к расширению прав вышеперечисленных единиц явилось подписание 31 марта 1992 г. договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации. В соответствии с ними автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений друг с другом и республиками. Следующим шагом в расширении прав членов Федерации явилось принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции, в соответствии со ст. 65 которой субъектами федеративных отношений наряду с республиками стали признаваться автономная область, автономные округа, края, области и города федерального значения.

Важное место в конституционном праве занимает правовой статус личности и гражданина. Отмечая необходимость приведения законодательства в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод, Верховный Совет РСФСР 22 ноября 1991 г. принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина. После принятия этого документа в апреле 1992 г. были внесены изменения и дополнения в Конституцию России. Впервые в истории нашего государства Конституция декларировала, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. С небольшими изменениями данные положения были зафиксированы в Конституции Важной стороной правового статуса личности является институт гражданства. Закон от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР» не внес принципиальных изменений в этот вопрос. Но в Декларации прав и свобод человека и гражданина вводилась новелла, устанавливающая запрет на лишение гражданства Российской Федерации, использовавшееся в предыдущий период как средство борьбы с инакомыслящими. Одно из важнейших мест в правовом статусе граждан занимает избирательное право. В данный период не были подвергнуты сомнению известные ранее советскому праву принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В связи с демократическими процессами, происходящими в обществе, содержание принципа всеобщности избирательного права было пересмотрено. Так, первоначально законами СССР от 1 декабря 1988 г. об изменениях и дополнениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов СССР устанавливалось, что, кроме психически больных, признанных судом недееспособными, не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы и направленные по решению суда в места принудительного лечения. 20 декабря 1989 г. последняя категория граждан получила избирательные права, но новая категория лиц, в отношении которых была избрана мера пресечения — содержание под стражей, — их потеряла. В России же не пользовались избирательным правом помимо психически больных, признанных судом недееспособными, только лица, содержащиеся на день голосования в местах лишения свободы по приговору суда. Значительные изменения произошли и в избирательной системе.

С 1993 г. выборы стали проводиться по смешанной системе, предполагающей избрание депутатов частично по пропорциональному принципу — по партийным спискам, а частично по мажоритарному. При этом было зафиксировано, что выборы народных депутатов проводятся как по одномандатным, так и многомандатным избирательным округам. В декабре 1988 г. участникам предвыборных собраний разрешалось предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою, не ограничивалось и число кандидатов в народные депутаты, что предполагало возможность включения в избирательные бюллетени неограниченного их числа.

Гражданское право. В его развитии можно выделить дна этапа. Первый — с середины 80-х до начала 90-х гг. — характеризовался постепенным допущением рыночных отношений. В 1986 г. принимается Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в соответствии с которым она допускается в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также в некоторых иных случаях. При этом обязательно использование лишь личного труда граждан и членов их семей. Так как индивидуальная трудовая деятельность в СССР должна была служить для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышению занятости граждан, Закон разрешал заниматься ею только в свободное от основной работы время, а также домохозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся, не занятым в общественном производстве. Вводился в действие Закон с 1 мая 1987 г.

1 января 1988 г. вступил в силу Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», который определял экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений), укреплял государственную собственность на средства производства, предусматривал усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятиям отводилась главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме — наиболее полною удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. Предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Из этого вытекало, что производственная и социальная деятельность предприятия осуществляется за счет заработанных трудовым коллективом средств. Из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), возмещались материальные затраты. Прибыль или доход являлись обобщающим показателем хозяйственной деятельности. Часть прибыли должна была использоваться предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. Другая — поступала в его полное распоряжение и вместе с иными средствами на оплату труда образовывала хозрасчетный доход коллектива.

С 1 июля этого же года вводится в действие Закон «О кооперации в СССР», который определял экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народно-хозяйственного комплекса страны. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и т.д.

В системе мер по совершенствованию производственных отношений все большее значение стала приобретать аренда. В связи в этим Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1989 г. принимает Указ «Об аренде и арендных отношениях в СССР», а в ноябре того же года Верховный Совет утверждает Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде. В соответствии с ними трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) или структурной единицы объединения вправе был образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия. Арендатор получал право выкупа арендованного имущества, после реализации которого арендное предприятие по решению трудового коллектива могло быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности.

В 1990 г. принимаются законы «О собственности в СССР» и «О предприятиях в СССР». Первым Законом устанавливалось, что в СССР может существовать собственность советских граждан, коллективная и государственная, собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, допускалось объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности.

В соответствии с формами собственности второй Закон установил виды предприятий: индивидуальное и семейное, основанное на собственности советских граждан, коллективное предприятие, государственные (союзное и республиканское) предприятия и др.

Второй этап в развитии гражданского права, по всей видимости, можно связать с принятием 24 декабря 1990 г. и введением в действие с 1 января 1991 г. Закона «О собственности в РСФСР» Российский закон наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений (организаций) восстановил частную собственность. Одновременно был предусмотрен запрет для государства устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной или других формах собственности. Впервые после Октября в собственности граждан могли находиться земельные участки, квартиры стали объектом права собственности несколько ранее — по закону Союза. В отличие от прежнего законодательства не ограничивались число и стоимость приобретенного имущества. Вводилась приобретательная давность — добросовестное и открытое владение недвижимым имуществом не менее 15 лет или движимым не менее 5 лет — как основание возникновения права собственности. Закон предусматривал защиту интересов собственника в случае принятия государством законодательных актов, прекращающих право собственности, путем возмещения в полном объеме причиненных убытков. Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, направленным на изъятие имущества у собственника, допускалось лишь в случаях, установленных законом, с предоставлением равноценного имущества или возмещением убытков. При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение его права собственности, оно не могло быть осуществлено до разрешения спора судом. Таким образом, Закон о собственности в РСФСР является тем своеобразным рубежом, с которого начался процесс перехода к рыночной экономике. Основные принципиальные изменения, внесенные данным Законом, были отражены 9 декабря 1992 г. в тексте Конституции России.

Новые условия потребовали и пересмотра правового статуса предприятий. Поэтому на следующий день после принятия Закона о собственности принимается Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», распространяющий свое действие на лиц, преследующих цель получения прибыли. Данный акт был введен в действие одновременно с Законом о собственности и отменил полностью действие Закона «О предприятиях в СССР», законов об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации в части, противоречащей этому акту.

Так как рыночные преобразования немыслимы без разгосударствления собственности, Закон о собственности в ст. 25 предусмотрел возможность приватизации, т.е. отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества. В соответствии с данной нормой в июле 1991 г. принимаются законы «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «О приватизации жилищного фонда». В 1991-1992 гг. сменили государственную форму собственности на частную 46,8 тыс. предприятий, в 1993 — 41,7 тыс. В это время приватизировались прежде всего магазины, объекты общепита, бытового обслуживания, небольшие предприятия промышленности и строительства. С 1994 г. в процесс приватизации стали активно вовлекаться крупные предприятия промышленности, транспорта, связи.

Несмотря на то, что законы о собственности и предпринимательской деятельности являлись радикальными. Тем не менее необходимо было комплексное, системное обновление гражданского законодательства, обусловленное потребностями перехода к рынку, которое впервые было предпринято в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

Основы стали применяться на территории России с 3 августа 1992 г., причем только в той части, которая не противоречила Конституции и законодательным актам России, принятым после 12 июня 1990 г., и президентским указам. Они возродили деление имущества на движимое и недвижимое, ввели понятия коммерческих и некоммерческих организаций, установили общий дли юридических и физических лиц срок исковой давности в три года, возможность возмещения морального вреда, восполнили пробелы в действующих российских законах в сфере обязательственных правоотношений, так как ГК 1964 г. нуждался в коренных изменениях.

В результате этого к середине 90-х гг. сложилась многоуровневая система гражданского законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., действовавшие в указанных пределах, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам с одной стороны, и Основам — с другой, а также соответствующие подзаконные акты. Такое состояние гражданского законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта. Им стал новый Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый в двух частях.

Основными направлениями нового ГК были: во-первых, последовательное возрождение частноправовых начал в граждански правовом регулировании, во-вторых, отказ от политических и экономических деклараций, вносящих путаницу в правовую регламентацию, в-третьих, всемерная охрана имущественных интересов участников гражданского оборота, в-четвертых, решение острой и многолетней проблемы отечественного правоведения о разработке особого предпринимательского (хозяйственного, торгового или коммерческого) кодекса. Одной из особенностей нового ГК, в отличие от старого и Основ 1991 г., было исключение неимущественных отношений, не связанных с имущественными, из предмета регулирования гражданского права. Вводя это новое положение, ГК все же оставил за собой защиту объектов неимущественных отношений. Закон расширил дееспособность несовершеннолетних, ввел возможность их эмансипации, применительно к юридическим лицам установил закрытый, исчерпывающий перечень коммерческих и примерный — некоммерческих организаций, при регламентации отношений собственности исходил из существования не «различных форм собственности» (как экономической категории), а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различные субъекты — граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования. Создание единого, непротиворечивого законодательства продолжалось и после принятия ГК: на его основе и в развитие положений, зафиксированных в нем, уже в 1995-1996 гг. принимались отдельные законы (о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, об акционерных обществах, о некоммерческих организациях и т.п.).

Семейное право.

Процессы расслоения, происходящие в обществе, привели к тому, что в середине 90-х гг. 10% граждан принадлежали к числу богатых, а 10% находились за чертой бедности. Происходило обнищание основной массы населения, следствием которого явились бродяжничество и попрошайничество детей, оставшихся без попечения родителей, а также отмечались факты продажи несовершеннолетних детей из-за невозможности их содержать.

22 декабря 1994 г. Федеральным законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которыми размер и порядок уплаты алиментов на несовершеннолетних детей могли устанавливаться письменным соглашением между родителями. Размер алиментов, определенный таким образом, не мог быть ниже установленного законом. В интересах детей при недостаточности доходов плательщика алименты стали удерживаться из денежных средств, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также вложенных в предприятия или организации. При недостаточности и этих средств взыскание стало обращаться на любое имущество плательщика алиментов, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Была установлена и индексация алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда.

15 сентября 1995 г. постановлением правительства утверждается новое Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами России, на усыновление. Этим постановлением, во-первых, возлагалось на Министерство образования РФ осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и организация их последующего устройства в семьи. Во-вторых, допускалось усыновление несовершеннолетних детей без согласия родителей, если они не проживали более 1 года с ребенком и, несмотря на предупреждение соответствующего органа, не принимали участия в его воспитании, содержании и не проявляли в отношении ребенка родительского внимания и заботы. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требовалось его согласие. В-третьих, усыновителями могли быть как лица, состоящие в браке, так и одинокие совершеннолетние граждане.

Через несколько месяцев — в декабре 1995 г. — был принят Семейный кодекс Российской Федерации. С введением его в действие утратил силу Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г., за исключением раздела IV «Акты гражданского состояния», который действовал в части, не противоречащей Кодексу, до принятия Федерального закона об актах гражданского состояния. Семейный кодекс ознаменовал собой шаг вперед в изменении правового статуса детей в семье. Впервые в Кодексе появляется глава, посвященная правам несовершеннолетних детей. В соответствии с ней дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.

Семейный кодекс вслед за Гражданским зафиксировал раздельность имущества детей и родителей: ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Кодекс определил четыре формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: 1) усыновление, 2) опека и попечительство, 3) передача в приемную семью и 4) передача в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Вводился судебный порядок усыновления детей, сменивший оформление усыновления постановлениями глав администраций по месту жительства ребенка или кандидатов в усыновители. Запрещалось усыновление братьев и сестер разными лицами. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию или пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохранял это право и при усыновлении. Исходя из интересов детей, Кодекс ввел возможность ограничения родительских прав в судебном порядке в виде отобрания ребенка. При рассмотрении таких дел суд должен решать вопрос о взыскании алиментов. При лишении родительских прав родители не освобождались от обязанности содержать своего несовершеннолетнего ребенка.

Семейный кодекс внес изменения в личные и имущественные отношения супругов. Так, в России супругам при заключении брака была предоставлена возможность носить двойные фамилии. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из них уже является двойной. Новшеством данного акта являлось также установление наряду с законным договорного режима имущества супругов, так называемого брачного договора, или контракта. Семейный кодекс по сравнению с предыдущим периодом установил неограниченные возможности доказывания отцовства в судебном порядке. Причем это право получили и дети, достигшие совершеннолетия. Кодекс урегулировал вопрос установления отцовства и материнства при применении метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона.

Трудовое право. Можно выделить два этапа в его развитии. Первый — до начала 90-х гг. — характеризовался расширением прав трудовых коллективов, второй — приспособлением норм трудового права к новым экономическим условиям.

В связи с принятием Закона «О государственном предприятии (объединении)», переходом на новые методы хозяйствования и в целях усиления социальных гарантий для трудящихся в феврале 1988 г. в Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а затем и в Кодекс законов о труде РСФСР были включены две новые главы: «Обеспечение занятости высвобождаемых работников» и «Трудовой коллектив». Последней главой предусматривались создание советов трудовых коллективов, введение выборности руководителей предприятий и их подразделений, что должно было повысить с точки зрения законодателей авторитет руководителей и специалистов и усилить коллективную заинтересованность всех работающих. Проявлением расширения прав трудовых коллективов было запрещение расторжения трудового договора с руководящим работником, избранным на эту должность своим коллективом, без решения общего собрания или совета трудового коллектива. Второй главой гарантировались обеспечение права на труд, льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Одновременно с этим расширялись права профсоюзных организаций: запрещалось расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия профкома (даже в случаях прогула, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, совершения по месту работы хищения). С начала 90-х гг. такое нововведение стало не соответствовать осуществлявшейся политике перехода на рыночные отношения, в связи с чем была установлена возможность расторжения трудового договора по указанным основаниям и при несогласии профкома, а по другим — только с его предварительного согласия.

В 1989 г. был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», где предусматривалось, что требования трудового коллектива формулируются и утверждаются на общем собрании или конференции членов данного коллектива, а интересы трудового коллектива представляем уполномоченный им орган — профсоюзный комитет, совет трудового коллектива и др. Требования, отклоненные или удовлетворенные администрацией частично, должны были рассматриваться в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Если эти органы не урегулировали разногласия сторон, то трудовой коллектив для удовлетворения своих требований вправе был прибегнуть к забастовке — полной или частичной приостановке работы предприятия.

С 1987 по 1990 г. включительно были отменены дополнительные отпуска, предоставляемые за выполнение отдельных общественных обязанностей (например, членам добровольных народных дружин по охране общественного порядка), разрешена ранее весьма ограниченная работа по совместительству, появилась особая форма трудового договора — трудовой контракт, который первоначально должен был заключаться только с руководителями государственных союзных предприятий.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике должен был появиться и рынок труда, одним из проявлений которого является безработица. Законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РСФСР», принятым вслед за Основами законодательства о занятости населения, определялись статус безработного и порядок выплаты пособия по безработице.

В целях создания более благоприятных возможностей для ухода за малолетними детьми была увеличена продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а с 1 декабря 1989 г. увеличивалась продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Указанные отпуска засчитывались как в общий и непрерывный стаж, так и в стаж работы по специальности. В 1990 г. была предоставлена возможность использовать такие отпуска не только матери, но и отцу или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком. С 1 декабря 1990 г. увеличивался отпуск по беременности и родам с 56 до 70 календарных дней до родов, и было установлено, что он исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов; повышался до уровня минимальной заработной платы размер государственного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, при рождении двух и более детей пособие должно было выплачиваться на каждого ребенка. Взамен ранее действовавших единовременных пособий при рождении ребенка, дифференцированных в зависимости от очередности рождения, устанавливалось общее единовременное пособие. Аналогичная политика государства, направленная на обеспечение лучших условий материнства и детства, была продолжена Российской Федерацией.

Введенная впервые в СССР в 1990 г. особая форма трудовою договора — трудовой контракт — получает законодательное признание в конце этого же года и в России. В 1992 г. были внесены существенные изменения и дополнения в Кодекс законов о труде: трудовой контракт стал признаваться разновидностью трудового договора, одновременно увеличилась продолжительность срочного договора (контракта) с трех до пяти лет, сокращалась нормальная продолжительность рабочего времени с 41 до 40 часов в неделю, увеличивалась минимальная продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков с 15 до 24 рабочих дней. Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, стали распространяться и на отцов, воспитывающих детей без матери. Из списка органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, были исключены профсоюзные комитеты, в соответствии с чем споры остались в компетенции исключительно комиссий по трудовым спорам и суда. Для работников бюджетной сферы устанавливались новые условия оплаты труда на основе единой тарифной сетки, состоящей из 18 разрядов, каждому из которых соответствует тарифный коэффициент. В конце 1995 г. продолжительность отпуска несовершеннолетним работникам была установлена не менее 31 календарного дня.

Для урегулирования коллективных интересов и прав трудящихся во избежание трудовых споров и конфликтов в 1992 г. был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях», а возникшие разногласия по вопросам установления новых и изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора с декабря 1995 г. должны были разрешаться на основе Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Уголовное право. Существенные изменения, произошедшие в обществе, нашли свое отражение в главе первой УК России, посвященной государственным преступлениям. Появляются такие неизвестные ранее виды преступлений, как: призывы к совершению преступлений против государства, повреждение трубопроводов, применение биологического оружия, воспрепятствование деятельности конституционных органов власти, выпуск в обращение неофициальных денежных знаков, организация или участие в незаконных вооруженных формированиях и др. В главе третьей, раскрывающей преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, появляются составы: похищение человека, захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу.

Среди преступлений против прав и свобод граждан — нарушение законодательства о референдуме, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Преступления против собственности пополняются присвоением вверенного имущества, хищением предметов, имеющих особую ценность, неправомерным завладением чужим недвижимым имуществом, причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, присвоением найденного или случайно оказавшегося у виновного чужого имущества. Среди других наибольшую степень общественной опасности имели такие преступления, как терроризм и заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а также вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание. Вместе с тем возникла необходимость отмены ряда статей Уголовного кодекса. Из перечня государственных преступлений исключаются диверсия, особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся, нарушение правил о валютных операциях. Полностью теряет силу глава вторая, посвященная преступлениям против социалистической собственности, из хозяйственных преступлений перестают действовать составы: спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество. Из преступлений против порядка управления исключается распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Статья 70 «Антисоветская агитация и пропаганда» в 1989 г. получает новое название и излагается в другой редакции.

Принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. также повлияло на изменения в уголовном праве. В связи с провозглашением в ст. 12 и 23 Декларации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также запретом принудительного труда в УК отменяются статьи о нарушении правил паспортной системы и занятии бродяжничеством, попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни.

В 1993 г. Законом Российской Федерации из видов наказаний исключаются условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, ссылка и высылка.

Так как ст. 7 Декларации подчеркнула стремление государства к полной отмене смертной казни, в УК произошло сокращение числа составов преступлений, в качестве наказания за которые она предусматривалась. В 1993 г. за счет женщин и мужчин в возрасте старше 65 лет был расширен круг лиц, в отношении которых не может применяться исключительная мера наказания. Вместе с тем в порядке помилования она могла быть заменена лишением свободы первоначально на срок более 15, но не свыше 20 лет. а затем — пожизненно.

Статья 30 Декларации, предоставившая гражданам возможность защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону, повлияла на изменение понятия необходимой обороны. В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 1994 г. каждый получал право на необходимую оборону независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Правомерной признавалась защита личности, прав и законных интересом обороняющегося, другого лица, общества и государства путем причинения любого вреда посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющейся или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Статья 36 Декларации освободила супругов и близких родственников от обязанности свидетельствовать в отношении друг друга. Исходя из этого вышеназванные лица в апреле 1993 г. были освобождены от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении. Причем законом раскрывалось понятие близких родственников, под которое попадали родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка и внуки. Не подлежали уголовной ответственности и священнослужители за недонесение о преступлении, которое стало им известно из исповеди.

В апреле 1996 г. были внесены изменения в пределы действия УК РФ. В соответствии со ст. 5 иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности, если преступление направлено против интересов Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если эти лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории нашего государства.

Внесенные изменения все-таки были еще недостаточны. Поэтому в данный период проводилась работа по созданию нового кодекса. При его разработке ставились задачи приведения российского уголовного законодательства в соответствие с иерархией социальных ценностей, свойственных демократическому правовому государству, каким объявила себя Россия в ст. 1 Конституции, с общепризнанными международными нормами, а также исключения декларативных и идеологических штампов и обеспечения строгой дифференциации уголовной ответственности.

Новый Уголовный кодекс был принят в 1996 г. и введен в действие в основном с 1 января 1997 г. По сравнению с предыдущим законодательством он расширил круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, ввел специальные разделы, посвященные уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера, а также пересмотрел систему наказаний. В частности, были введены такие не известные ранее виды наказаний, как обязательные работы, заключающиеся в выполнении осужденным з свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы, выражающееся в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора, увеличен максимальный срок лишения свободы до 20 лет и введено пожизненное лишение свободы, которое с 1993 г. назначалось только в результате помилования. Соответственно отменялись следующие виды наказаний: увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание. Вместе с тем положения Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста должны быть введены в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания, но не позднее 2001 г.

Изменения в гражданском процессуальном праве происходят в двух направлениях. Первое направление — ускорение судебного разбирательства гражданских дел.

 

Реформы Гайдара

1.     Освобождение цен

2.     Свобода торговли

3.     Приватизация

 

Ваучеры

 

Плюсы

В частной собственности

Дома

Квартиры

Земельные участки

 

Залоговые аукционы

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ответы на экзаменационные вопросы ИГПР ПСА

 Какой нормативный акт снял ограничение на частную инициативу?  19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятел...