1. Понятие регулятора общественных отношений.Нормативные и ненормативные
регуляторы.
2. Понятие и виды социальных норм.
3. Соотношение права и морали (единство, отличие, взаимодействие, противоречия).
4. Соотношение права и других социальных норм.
Право в системе социальных норм
Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных культов осуществляется в соответствии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правил дорожного движения.
Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование
поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования
общественных отношений. Право - уникальный, высокозначимый авторитетный
регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования.
Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет
важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов
регулятивного действия.
Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет
выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы
норм (рис. 1).
Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются
следующими общими чертами (рис. 2).
Право и обычаи. В собственном смысле под обычаями понимают
правила поведения, которые в результате многократного, более или менее
длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их
поведение. Поэтому обычаи - это привычные или обычные нормы. В более широком
значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции,
обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право
индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в
ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую
общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей
Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и
федерального конституционного закона (в Российской Федерации эта процедура
предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона "О
Конституционном Суде РФ").
Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи
стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются
как правонарушения. Таковыми, в частности, действовавший до 1 января 1997 г.
уголовный закон признавал преступления, связанные с пережитками местных обычаев
(ст. 231-235 УК РФ).
Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние
на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников
права. В частности, гражданское право (ет. 5 ГК) признает обычай делового
оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой-либо
области предпринимательской деятельности. Следует подчеркнуть, что удельный вес
деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского
права, возрастает. Очевидно, есть основания и применительно к российской
правовой системе правовые обычаи (обычное право) не считать исключением в числе
иных источников права.
Право и религиозные нормы. Назначением религии является выработка "смыслов", позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом "хорошего" Поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).
В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия.
Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно
означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так,
предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм,
Корана - соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы
действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические)
обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого
ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы
и богословы, "трансцендентное миру начало".
Влияние права на религию в известной мере достаточно специфично. Конституция
РФ (ст. 14), Федеральный закон "О свободе совести и религиозных
объединениях" гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие
конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной
гражданской службой. В то же время право не должно быть безучастно к
"причудливым" формам пользования свободой совести и, в частности, к
оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем
зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли "гуру",
"мастера", "учителя" и стоящих за ними темных сил. Право в
этой ситуации должно быть правом, иначе неизбежен синдром "Аум
Сенрике".
Право и корпоративные нормы. К корпоративным нормам относят
те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами,
участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов,
политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.)-
Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных
объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах.
Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы имеют определенное сходство с юридическими. Они, так же как и правовые, документально зафиксированы в "Уставах", "Положениях", в известной степени детализированы. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия к ним, которые во многом сходны с мерами дисциплинарного и морального воздействия. В частности, Устав ЛДПР содержит положение о том, что "член партии может быть исключен из ЛДПР за действия, порочащие партию или наносящие ей вред" (кто и как это определяет, устав не оговаривает; кстати, в этом и есть принципиальное расхождение данной нормы с юридической, закрепляющей санкцию).
Влияние права на корпоративные нормы определяется ха-, рактером и пределами
регулирования им организации и деятельности общественных объединений.
Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.),
Федеральном законе "Об общественных объединениях" и других
законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их
гарантируемость. В частности, Закон предусматривает, что несоблюдение уставных
норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам
устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного
объединения. Можно сказать, что право оказывает влияние на корпоративные нормы,
в какой-то мере различного рода корпорации, объединения учреждения, действующие
на основе Устава, Положения, входят в единое правовое пространство и в этой
связи призваны согласовывать свою деятельность (и нормы) с действующим
правопорядком.
Право и мораль. Связь между правом и моралью обусловлена
той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду
с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с иными социальными
нормами у нее (морали) наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки
социальной действительности свободны от моральных оценок; Сказанное означает,
что сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако,
действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются
самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованиями (С.С.Алексеев).
Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в "золотом правиле": "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям.
Формирование морали имеет естественно-историческое происхождение,
неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные
опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и
индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных
представлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их
на себя. Формирование права также имеет естественно-историческую основу. Вместе
с тем позитивное право (право, содержащееся в актах правотворческих органов
государства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и
приоритетам человеческой личности. По этой причине право и мораль сохраняют
принципиальные расхождения.
Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и
действия людей с позиции моральных императивов: "добрые" и
"плохие", "справедливые" и "несправедливые",
"честные" и "бесчестные", "добросовестные" и
"недобросовестные" и т.д. Оценочными категориями права выступают
"правомерное" и "неправомерное", "законное" и
"незаконное", "юридически допустимое" и "юридически
запрещенное".
У морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и
принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного
долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями государства с
использованием специальных средств и механизмов. Однако у права нет самого
мощного проводника, коим для морали является совесть человека. Право может
рассчитывать на чувство законности, но последнее в отличие от совести не
относится к статусным качествам человека.
Мораль - универсальный регулятор и ее влияние распространяется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Право действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточно специфично. Так, обращенное ко всем и к каждому безусловное требование одной из заповедей христианской морали "чти отца своего и мать свою" в праве находит своеобразное воплощение. Семейный кодекс РФ, Конституция РФ возлагают на совершеннолетних трудоспособных детей юридическую обязанность заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Большего от права нельзя требовать, иначе оно потеряет свою юридическую самобытность, превратившись в свод рекомендательных норм и пожеланий.
От морали право отличается государственной обеспеченностью. В этом,
думается, заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от
всякого иного социального регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц
обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, которые
позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и
возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и мораль,
оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты
производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали этому
требованию.
Право в отличие от морали, религии не терпит конкуренции. Партикуляризм в
принципе не приемлем для правовой системы. Юридическая система (как и система
права) поэтому может быть только одна в обществе. Моральных же или религиозных,
систем может быть несколько: господствующая мораль, корпоративная, мораль
правящей элиты и управляемых, или, как иначе сказал немецкий философ Фридрих
Ницше, "мораль господ и мораль рабов".
Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль
оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть
выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право
не должно закреплять в своих нормах (и соответственно требовать исполнения)
безнравственных поступков.
Влияние морали на право придает ему моральную направленность. Моральная
ценность права заключается в том, что его нормы и институты призваны
юридическими средствами и механизмами гарантировать действенность прав и свобод
человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить
произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы. Моральный
долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования
социальной справедливости. В этом смысле право должно стать выражением
"нормативно закрепленной справедливости" (Р.З.Лившиц).
Сближение права и морали вместе с тем не означает, что право должно
превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами
которых право рискует утратить свою уникальность.
Право и технические нормы. В системе нормативного регулирования технические нормы занимают особое место. Принято считать, что эти нормы не имеют социального характера: это правила, характеризующие отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства. В то же время очевидно, что нарушения технических норм и их последствия - аварии и катастрофы, нередко сопряженные с человеческими жертвами и огромным материальным ущербом, - имеют социально ощутимый резонанс.
К техническим нормам в широком смысле относят нормы биологические,
санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, технологические,
научно-технические, экологические и др. В' силу своей значимости часть этих
норм находит закрепление в законодательстве, получив название
технико-юридических. Это технические условия, раз личные ГОСТы, правила
(техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного транспорта и
др.), индексы загрязнения окружающей среды и т.д. За нарушение этих правил
установлена юридическая ответственность: имущественная, административно-правовая
и уголовно-правовая.
Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что некогда недоступная праву область становится объектом его регулирования и охраны. При этом уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано юридическими средствами защитить экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и
природным ресурсам; целям обеспечения безопасности личности,
общества и природы от неразумного освоения атомной энергии .служит атомное
право. Итак, являясь одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности,
право вместе с тем вынуждено учитывать регулирующую роль и возможности иных
социальных норм.
Постоянно происходящий обмен регулятивной энергией, избирательное отношение
участников общественных отношений к различным социальным регуляторам должно
учитываться как законодателем, так и правоприменительной практикой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий