пятница, 30 октября 2020 г.

Лекция 15. ТГП. Правовые отношения.

Понятие, признаки и виды правовых отношений Предпосылки возникновения правоотношений. Взаимосвязь норм права и правоотношений. Состав правоотношения: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности (содержание правоотношения). Понятие и виды субъектов права. Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические и юридические лица. Государство как субъект права. Правоспособность и дееспособность. Объекты правоотношений: понятие и виды. Особенности основных объектов в различных видах правоотношений. Фактическое и юридическое содержание правоотношений. Понятие, структура и виды субъективных прав и обязанностей как юридического содержания правоотношений. Понятие и классификация юридических фактов в зависимости от их связей с волей субъектов правоотношений как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Простые и сложные юридические факты. Фактический (юридический) состав. Презумпции в праве. Юридические фикции.

Практические занятия: 

1. Понятие и признаки правоотношений. Классификация правоотношений

2. Состав (элементы) и содержание правоотношения.

3. Субъекты правоотношения: их правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

4. Объекты правоотношения и их характеристика.


Правовые отношения являются центральной категорией теории государства и права, а также отраслевых юридических наук. 

Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т. е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Правоотношения – одно из главных средств реализации права. В юридической литературе правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения. 

Между фактическим и юридическим отношением существует единство, если поведение субъекта правомерно, т. е. соответствует нормам права. Если же такого соответствия нет, то между юридическим и фактическим отношением устанавливается противоречие, поскольку поведение отклоняется от требований нормы права и тем самым общественное отношение отклоняется от своей модели – юридического отношения. 

Правоотношение отличается рядом особенностей: 1) всегда возникает вследствие воздействия норм законодательства на поведение людей. Отсюда между возникновением правоотношения и нормой права устанавливается прямая зависимость: по общему правилу возникает только то правоотношение, которое предусмотрено нормой права. Нет нормы права, не возникнет и правоотношение. 

Однако с переходом к рыночным отношениям такого рода зависимость несколько ослабевает, поскольку правоотношения могут установиться на основе договора нормативного содержания, на основе делового обыкновения и т. д.; 2) это волевое отношение. Иначе говоря, для возникновения правоотношения требуется воля его участников, например при вступлении в брак, при заключении сделки купли-продажи и др. Но для некоторых видов правоотношений достаточно воли только одной стороны, например государства при возбуждении уголовного дела, при привлечении к административной ответственности; 3) представляет собой связь между субъектами через субъективные права и обязанности. 

Носитель субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель юридической обязанности – лицом обязанным. В правоотношении управомоченному лицу всегда противостоит лицо обязанное, но в большинстве случаев права и обязанности в правоотношении возлагаются как на одну сторону, так и на другую, т. е. правам всегда соответствуют определенные обязанности; 4) предполагает индивидуализированную связь между субъектами, т. е. субъекты или поименно указаны, или по их социальной роли (продавец и покупатель, наследодатель и наследник, кредитор и должник и т. д.); 5) всегда охраняется государством, поскольку именно государство своими актами придает общественным отношениям юридический характер. Исходя из названных особенностей, дается более развернутое определение правоотношения: как юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой юридических фактов.


 Состав правоотношений 

В составе правоотношений выделяют следующие элементы: субъекты, содержание и объекты. Субъектами правоотношений считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты: физические лица, организации (или коллективные субъекты), государство, а также социальные общности – народ, нации, население. Государство выступает самостоятельным субъектом: а) в межгосударственных, международных отношениях; б) в государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами; в) в охранительно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени государства; г) в гражданско-правовых отношениях, например по поводу федеральной собственности. 

Таким образом, государство может быть субъектом как публичных правоотношений, так и частноправовых. В зависимости от вида правоотношений, в которых государство является субъектом, меняется модель поведения, но не его сущность. Участие государства в частных правоотношениях отличается некоторыми особенностями. В данных правоотношениях государство находится в состоянии равенства с другими субъектами, но не лишается своих властных полномочий. Специфика его положения состоит в том, что государство принимает законы, издает административные акты, а в ряде случаев может пользоваться иммунитетом. По мнению некоторых ученых, в частых правоотношениях участвует не само государство, а его органы. Но это не означает, что вместо государства субъектом правоотношений выступают государственные органы, так как вне своих органов или уполномоченных лиц государство не может функционировать, в том числе распоряжаться своим имуществом. 

Государственные органы представляют государство как в публичных, так и в частных правоотношениях. Особый круг субъектов-организаций составляют юридические лица. Как правило, это организации, осуществляющие хозяйственную, социально-культурную деятельность. 

В статье 48 ГК РФ указываются признаки юридического лица: это организации, которые, во-первых, имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; во-вторых, отвечают по своим обязательствам этим имуществом; в-третьих, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности; в-четвертых, могут выступать истцом и ответчиком в суде. 

Юридическое лицо от своего имени приобретает гражданские права и обязанности, и, следовательно, все претензии предъявляются именно к нему. Во всех сделках по своим обязательствам оно отвечает только своим имуществом. Что касается органов государства, то их правосубъектность закрепляется в компетенции. Как правило, государственные органы обладают правомочиями по совершению односторонних (в большинстве случаев) действий, которые порождают, изменяют или прекращают правоотношения. Это так называемые правоприменительные акты. Для государственных органов характерно обладание властными функциями, реализуемыми посредством решений, выносимых на основе действующего законодательства. Но государственные органы могут заключать и гражданско-правовые сделки, тогда они выступают как равноправные с другими субъектами участниками правоотношений. Общественные организации также могут быть субъектами правоотношений, если они зарегистрированы в органах юстиции в установленном порядке. Это должны быть добровольные, некоммерческие, самоуправляющиеся объединения людей или юридических лиц негосударственного характера. Их правоспособность и дееспособность определяются целями и задачами данной организации. Иной правовой режим у коммерческих организаций. Общественные организации могут быть соучредителями коммерческих организаций, но такое соучредительство разрешается только благотворительным организациям, если они действуют в интересах потребителей, охраны экологии, культурных ценностей. 

К социальным общностям – субъектам правоотношений относятся народ, население, нации. Народ выступает субъектом правоотношений, возникающих в связи с проведением референдума; население муниципальных образований – местных референдумов; нация – правоотношений, связанных с реализацией права на самоопределение. Самый распространенный субъект правоотношений – физические лица. Каждый человек обладает правовым статусом, который включает общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, предусмотренные Конституцией и международными актами. Существенным элементом правового статуса является гражданство, поскольку политические права и обязанности принадлежат только гражданам данного государства, например избирательные права, права поступления на государственную службу. Помимо общего (конституционного) статуса существуют специальный и индивидуальный статусы. Специальный статус связан чаще всего с конкретными правовыми ограничениями, например для государственных служащих, в том числе для судей, прокуроров и др. Индивидуальный статус присущ каждому физическому лицу и определяется возрастом, полом, семейным положением, образованием и т. д. 

Правовое положение физического лица определяется совокупностью общего, специального и индивидуального статусов. При этом специальный и индивидуальный статусы приобретает физическое лицо, вступая в те или иные правоотношения. Субъект правоотношения должен обладать правосубъектностью, т. е. способностью быть субъектом права. Это относится как к физическим, так и к юридическим лицам. Применительно к физическим лицам различают три элемента правосубъектности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность представляет собой способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается его смертью. Правоспособность служит предпосылкой к правообладанию, но реального блага не дает. Последнее дается реализацией правоспособности через дееспособность. Дееспособность – это способность индивида своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности. Дееспособность связана с возрастными и психическими свойствами человека и зависит от них. В полном объеме дееспособность наступает с момента совершеннолетия, а до этого человек обладает ограниченной дееспособностью (частичной). Дети и душевнобольные полностью недееспособны, за них совершают сделки и действуют в их интересах родители и опекуны. В гражданском праве судом признается недееспособным лицо, которое вследствие болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий и руководить ими. Суд может ограничить дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами, если они ставят в тяжелое материальное положение своих близких. Ограничивается дееспособность и лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, в частности, они не участвуют в выборах, референдумах. 

В юридической литературе выделяют особую разновидность дееспособности – трансдееспособность, т. е. способность своими действиями создавать для других лиц права и обязанности или способность принимать на себя права и обязанности, возникающие в результате действий других лиц. Например, сделка, совершенная представителем от имени представляемого. Такая сделка создает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Деликтоспособность есть способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность наступает с разного возраста в зависимости от вида юридической ответственности. Например, административная ответственность наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая ответственность – с 18 лет (исключение – вступление в брак до совершеннолетия или эмансипация), уголовная ответственность по всем видам преступлений – с 16 лет, а по отдельным преступлениям – с 14 лет (все виды убийства, изнасилование, разбой, грабеж, кража, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.). 

У юридического лица все три элемента правосубъектности возникают одновременно с момента регистрации данной организации в качестве юридического лица. Принято различать понятия «субъект права» и «субъект правоотношения». Различия между ними состоят в следующем: 1) субъектом права может быть любое лицо, обладающее правоспособностью, и любое юридическое лицо, которому присуще качество правосубъектности, т. е. организованное и зарегистрированное в установленном законом порядке. Субъект же правоотношения в обязательном порядке должен обладать полным объемом правосубъектности, т. е. правоспособностью и деликтоспособностью; 2) субъект лишь потенциально может иметь права и обязанности, но не всегда их реализует. 

Субъект же правоотношения – всегда участник процесса реализации субъективных прав и юридических обязанностей; 3) субъект права определяется нормами права, а для субъекта правоотношения помимо норм права требуется наличие волевого момента – согласия на вступление в правоотношение (кроме правоохранительных); 4) субъект права, как правило, не персонализирован, субъекту же правоотношения во всех случаях отводится конкретная роль (управомоченное – обязанное лицо, перевозчик – получатель груза, продавец – покупатель и др.); 5) круг субъектов права и субъектов правоотношений необязательно будут совпадать, поскольку субъекты права не всегда могут вступать в правоотношения. Таким образом, субъектами права могут быть практически все физические и юридические лица, если об этом есть соответствующее указание закона, а субъектом правоотношений – только тот, кто обладает необходимым для этого набором юридических качеств (свойств). Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. Эти элементы позволяют судить о характере и цели правоотношения. В юридической литературе различают юридическое и фактическое содержание правоотношения. 239 Юридическое содержание – возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права. Фактическое содержание составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей. 

Субъективное право принадлежит субъекту правоотношения – управомоченному. В этом праве заключен интерес управомоченного лица – материальный, личный, политический или иной. Субъективное право представляет собой поведение возможное, его реализация целиком зависит от усмотрения управомоченного лица, от его желания и воли. Рамки реализуемого интереса определяются нормами объективного права, поэтому для характеристики субъективного права употребляют термин «мера возможного поведения», это мера свободы человека. Для характеристики субъективного права важно также, что оно – гарантированная возможность поведения. При этом гарантируется оно формально, т. е. в том смысле, что лицо может лишь юридически претендовать на определенные блага или действия других лиц. Но эта возможность превращается в действительность только после того, как она начинает практически реализовываться. 

Субъективное право включает в себя полномочия: а) на собственные фактические действия, например использование вещи, находящейся в собственности данного лица; б) на принятие юридического решения продать, обменять, подарить, завещать определенное имущество; в) право требовать от другой стороны правоотношения исполнения обязанности, например возвратить долг, обменять проданную некачественную вещь; г) правопритязание, т. е. принудительное исполнение обязанностей другой стороной правоотношения. Нередко в субъективное право входят несколько правомочий. Например, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. (в ред. 1996 г.) «О защите прав потребителя» предусматривает пять полномочий потребителя, которые он вправе использовать по своему выбору в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Он может требовать: безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов, связанных с исправлением недостатков; уменьшения покупной цены; замены товара другой марки с соответствующим перерасчетом цены; расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков. Если субъективное право нарушено не обязанным лицом, а другими лицами и организациями, то управомоченное лицо имеет возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы. Юридическая обязанность – это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для обязанного лица и имеющее целью удовлетворение субъективного права. Без соответствующей обязанности субъективное право не может существовать, так как оно становится необеспеченным. 

Юридическая обязанность – это не только необходимое, но и должное поведение. От выполнения юридической обязанности нельзя отказаться в одностороннем порядке. Она представляет собой меру должного поведения, т. е. сверх обусловленной обязанности нельзя требовать. Как должное поведение юридическая обязанность устанавливается законом. Это требуемое поведение, но юридическая обязанность становится фактической, когда она исполняется. 

Юридическая обязанность проявляется в трех формах: 1) пассивное поведение, когда соблюдается запрет, предусмотренный нормой права; 2) активное поведение, т. е. совершение конкретных действий, предусмотренных нормой права или соглашением сторон; 3) юридическая ответственность, т. е. претерпевание негативных последствий личного или имущественного характера за невыполнение возложенных обязанностей. Субъективные права и юридические обязанности тесно связаны между собой, поскольку субъективные права обеспечиваются юридической обязанностью, а юридической обязанности корреспондируют соответствующие субъективные права. 

Объекты правоотношений – это то, на что направлена деятельность субъектов, или то реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Иногда в качестве объекта правоотношений называют интерес его субъектов. Действительно, без интереса, заинтересованности субъекты не вступят в правоотношения. Исключение составляют уголовно-правовые и административно-правовые правоотношения – здесь интерес присутствует у государства. Сложились две теории относительно объекта правоотношений: монистическая (объект-действие) и плюралистическая (объект-благо). Согласно монистической теории единственным объектом правоотношения является поведение человека, так как только оно обладает способностью реагировать на правовое воздействие. 

Плюралистическая теория считает объектами правоотношений различные социальные блага, представляющие ценность для субъектов. Это могут быть блага как существующие в естественном состоянии в природе, так и созданные трудом человека. К числу объектов правоотношений относят: 1) вещи, т. е. предметы материального мира, в том числе деньги, ценности, ценные бумаги и др.; 2) предметы духовного творчества – произведения литературы, искусства, живописи, музыки, кино, культуры, информации; 3) личные неимущественные блага – жизнь, здоровье, честь, достоинство человека, право на личную и семейную тайну и др.; 4) поведение участников правовых отношений, которое выражается в активных действиях или бездействии (пассивное поведение); 5) результаты поведения участников правоотношений, т. е. те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие. Например, правоотношение, возникающее в связи с договором перевозки. При этом управомоченное лицо заинтересовано именно в результате действий обязанного лица – доставке груза в определенное место, в определенный срок, в надлежащем состоянии. Или договоры об оказании конкретных услуг, например ремонт радиоаппаратуры, пошив одежды. 18.3. Законные интересы К субъективным правам и юридическим обязанностям непосредственно примыкают законные интересы, т. е. интересы, находящиеся в сфере действия права. Данная категория вызвана к жизни тем, что интерес участников правоотношения не в полной мере обеспечивается субъективными правами. Например, к законным интересам можно отнести заинтересованность гражданина победить на выборах и стать депутатом представительного органа власти. Или истец заинтересован получить в полном размере компенсацию за моральный ущерб, или приобрести право собственности на самовольную застройку на принадлежащем ему земельном участке. Законный интерес можно определить как социальное благо, не противоречащее действующему законодательству и обусловленное допускаемой государством юридической возможностью удовлетворять с помощью этого блага свои потребности. Законные интересы – это дополнительное юридическое средство обеспечения потребностей личности, общностей людей, юридических лиц. Они адаптируют действующее законодательство к реальным условиям жизни общества. Законные интересы имеют немало общих черт с субъективными правами. Во-первых, они предполагают удовлетворение собственных интересов субъектов, т. е. являются правовой возможностью субъектов действовать определенным образом. Во-вторых, образуют элементы правового статуса личности и юридического лица. В-третьих, их реализация осуществляется в форме использования. В-четвертых, они представляют собой юридические средства воздействия на общественные отношения. В-пятых, имеют правовые пределы своего действия, так как должны соответствовать нормативным правовым предписаниям. В-шестых, признаются и защищаются со стороны государства. Вместе с тем субъективные права и законные интересы – не тождественные категории. Законные интересы составляют те специальные блага, которые не нашли своего прямого закрепления в нормах права и, следовательно, не отражены в субъективных правах, но они не запрещены, допускаются государством. Более того, они вытекают из смысла, «духа» права. Законные интересы возникают из совокупности правовых норм, правовых принципов и иных правовых установлений. 

Принято выделять следующие особенности законных интересов, отличающие их от субъективных прав: 1) законный интерес пользуется охраной и защитой со стороны государства, но не обеспечен конкретным субъективным правом; 2) представляя собой возможность пользоваться определенными социальными благами, законный интерес, в отличие от субъективного права, гарантируется лишь в определенной степени. Законный интерес и субъективные права – это разные возможности: субъективное право непосредственно предусматривается и закрепляется законодателем, а законные интересы всего лишь допускаются. Субъективное право есть дозволенность высшей степени; 3) законный интерес не предполагает права его обладателя требовать от других лиц поведения, не нарушающего его интерес (в отличие от субъективного права). Но законный интерес – самостоятельный объект правовой охраны, поэтому любое лицо может обратиться в компетентные органы за защитой своего законного интереса; 242 4) реализация законных интересов лишь в самом общем виде гарантирована государством, но не означает обязанности соответствующих органов устранять препятствия на пути удовлетворения субъектом своих законных интересов. Несмотря на различия категорий «законные интересы» и «субъективные права», возможны переходы законных интересов в субъективные права и последних в законные интересы. Это происходит под воздействием изменений общественных отношений, потребностей людей, ситуаций в обществе, правовой политики государства и т. д. Так, предложения и рекомендации ученых по совершенствованию действующего законодательства, внесению в отдельные акты поправок, дополнений, корректировок во многих случаях свидетельствуют о появлении реальных законных интересов общества, отдельных социальных групп и слоев населения. Один из сложных в юридической науке вопросов – обеспечение правовыми средствами законных интересов. Чаще всего среди таких средств называют охрану и защиту законных интересов. 

При этом охрана осуществляется системой правовых норм, признающих такого рода интересы. Например, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов (выделено мной – Л.М.) других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Другое конституционное положение о признании законных интересов содержится в ч. 3 ст. 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов (выделено мной – Л.М.) других лиц». 

Данными установлениями государство берет под свою охрану законные интересы в указанных сферах. Необходимость в защите этих интересов возникает при их нарушении, создании препятствий для их реализации. Иными словами, к защите законных интересов можно прибегнуть при их нарушении или угрозе нарушения. Законодательное закрепление законных интересов предполагает в первую очередь их самозащиту. Некоторые ученые предполагают, что самозащита – главное средство правового обеспечения законных интересов, поскольку требует от их носителей правовой активности. Самозащита получила закрепление на конституционном уровне. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в 1991 г. Самозащита представляет собой комплексный, межотраслевой институт права, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Самозащита относится к естественным неотъемлемым правам человека и принадлежит каждому независимо от гражданства, места жительства или места пребывания, общественного и государственного строя страны, имеет непосредственный характер реализации. Чаще всего выделяют следующие черты самозащиты: 1) осуществляется собственными силами и мерами лица, однако допускается помощь других граждан и юридических лиц; 243 2) не может применяться в превентивных (предупредительных) целях, а только в момент совершения правонарушения или непосредственно после него; 3) не должна выходить за пределы закона и необходимых границ; 4) закон не предусматривает для самозащиты каких-либо специальных действий фактического характера. Самозащиту можно определить как дозволенные законом действия фактического характера, направленные на принудительное пресечение посягательств на права и законные интересы личности или их восстановление без обращения в компетентные органы. Существует и иное, более компактное определение понятия самозащиты. 

Самозащита предполагает использование различных способов, например обращение в средства массовой информации; публичные выступления; объединение с другими гражданами для отстаивания своих прав и законных интересов; обращение в правозащитные организации; фактические действия, включая необходимую оборону, крайнюю необходимость и др. Таким образом, самозащита предполагает широкий спектр действия человека, осуществляющего свое объективное право на самозащиту, в том числе и право воспользоваться помощью других лиц и организаций негосударственного профиля. Помимо самозащиты, большую роль в защите законных интересов играет правоприменительная практика. Высшие судебные органы России в своих решениях обращают внимание на судебную защиту именно законных интересов и отменяют решения нижестоящих судебных инстанций, если они не учитывают законные интересы сторон правового спора. В ст. 139 АПК РФ предусмотрено, что мировое соглашение сторон не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону. В ряде правоприменительных актов указывается на необходимость учета законных интересов потребителей при их нарушении со стороны недобросовестного производителя. В случае воспрепятствования осуществлению законных интересов их обладатель может обратиться в суд с иском об устранении препятствий, мешающих реализации его законных интересов. По решению суда, если оно признает такого рода препятствия неправомерными, они подлежат устранению. Законные интересы обеспечиваются и правом обжалования незаконных действий (или бездействия) соответствующих государственных органов, препятствующих, к примеру, получению предпринимателем лицензии на занятие определенным видом деятельности. В приведенных случаях удовлетворение принудительными мерами законного интереса субъекта служит основанием возникновения у него субъективного права, т. е. выступает своего рода «предправом». 

К дискуссионным относится вопрос о возможности наступления юридической ответственности за нарушение законных интересов. В действующем законодательстве о подобной ответственности ничего не говорится. Тем не менее некоторые ученые считают, что поскольку законный интерес носит правомерный характер, то виновное противодействие осуществлению законных интересов в форме активных действий, а не бездействия субъекта (так как субъект не обязан содействовать реализации законных интересов), должно повлечь за собой юридическую ответственность. Если же законные интересы нарушаются невиновно (нет вины), то юридическая ответственность не может возникнуть. Надо отметить, что проблема законных интересов исследована отечественной юридической наукой недостаточно, и еще ожидает своего более глубокого и всестороннего изучения и надлежащего обоснования. Юридические факты Как известно, правоотношения не могут возникнуть при отсутствии не только правовых норм, но и юридических фактов. 

Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Например, чтобы реализовать свое право на образование и учебу в вузе, необходимо наличие определенных юридических фактов – окончание среднего общеобразовательного учебного заведения, успешная сдача вступительных экзаменов в вуз, прохождение по конкурсу и зачисление в вуз. Юридическими фактами становятся не любые жизненные обстоятельства, а лишь те, которым законодатель придал юридическое значение. Например, факт регистрации рождения ребенка в органах загса служит юридическим фактом, а крещение его в церкви – нет. Юридические факты можно классифицировать по различным основаниям. Во-первых, по характеру наступающих последствий они делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К правообразующим юридическим фактам относятся вступление в брак; заключение трудового контракта. В качестве правоизменяющих фактов может выступать перевод на другую работу, а правопрекращающих – расторжение брака, увольнение с работы и др. Каждый из названных юридических фактов может быть одновременно и правообразующим, и правопрекращающим, и правоизменяющим. 

Таким универсальным юридическим фактом является смерть человека. Во-вторых, по связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на события и действия. События – это факты, происхождение которых чаще всего не связано с волей участников правоотношений, например извержение вулкана, наводнение, другие стихийные бедствия. Различают абсолютные и относительные события. Абсолютными считаются такие события, которые возникают и развиваются независимо от воли субъектов. К ним относятся чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства. Относительные события возникают по воле субъектов, но затем они протекают вне связи с волевой деятельностью, например поджог, смерть лица в результате драки. Выделяют также юридические факты-состояния. Они являются длящимися, например родство, гражданство. К действиям, относящимся к юридическим фактам, могут быть причислены те, которые определяются волей участников правоотношения. Действия бывают правомерными и неправомерными, т. е. правонарушениями. Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридический акт – это такое правомерное действие, которое совершается с намерением вызвать юридические последствия, например, различные сделки. 

Юридический поступок – правомерное поведение, совершаемое без намерения вызвать последствия, но они возникают в силу закона. Например, создание художественного произведения для себя, без намерения издать его. Но если это произведение будет опубликовано, то его автор имеет право на гонорар, на издание его под своим именем или псевдонимом. Юридические факты подлежат установлению надлежащим образом, поскольку без юридических фактов не могут возникнуть правоотношения. В этом смысле юридические факты и доказательства тесно связаны между собой, но в то же время не тождественны. Квалификация фактических обстоятельств в качестве юридических фактов предшествует доказательствам, иначе говоря, доказательства основываются именно на юридических фактах. Нередко для возникновения правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность. 

Такого рода совокупность необходимых для возникновения правоотношения юридических фактов носит название «фактический состав». Так, для приобретения российского гражданства необходимы следующие юридические факты: подача ходатайства в соответствующий государственный орган, наличие оснований для приобретения гражданства, рассмотрение ходатайства комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, издание соответствующего президентского указа – о приеме в гражданство или об отказе в таковом. В юридической литературе принято выделять завершенные и незавершенные фактические составы. Завершенными называют те фактические составы, которые имеют в наличии все юридические факты, необходимые для возникновения данного правоотношения. Если же процесс накопления фактического состава не окончен и некоторые юридические факты еще отсутствуют, то такой фактический состав считается незавершенным. Кроме того, различают простой фактический состав и сложный. Если все необходимые юридические факты относятся к одной отрасли права, то они составляют простой фактический состав, например, для заключения брака требуются согласие сторон, отсутствие другого зарегистрированного брака, близких родственных отношений, наличие дееспособности сторон. Все эти факты относятся к семейному праву. При сложном фактическом составе набор юридических фактов разнороден – здесь могут требоваться юридические факты различной отраслевой принадлежности, при этом необходимо соблюдение определенного порядка накопления фактов, т. е. накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей. Например, процесс банкротства предполагает в качестве предшествующего юридического факта неспособность удовлетворить законные требования кредиторов до того, как они будут заявлены в суде. 

В зависимости от выполняемых функций правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения служат результатом правомерного поведения субъектов. К ним относится большинство правоотношений. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и представляют собой реакцию государства на неправомерное поведение. Цель правоохранительных правоотношений – защита существующего правопорядка, наказание правонарушителя. Правоотношения могут классифицироваться по отраслям права на конституционные, административные, трудовые, семейные, аграрные и др., а также на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права, процессуальные – на основе процессуальных норм, производных, вторичных по отношению к материальным правоотношениям. Процессуальные правоотношения не могут возникнуть без материальных и существовать без них.  Выделяют также частноправовые и публично-правовые правоотношения. Частноправовые правоотношения характеризуются равенством их участников, публично-правовые – иерархичностью, это отношения власти-подчинения. Правоотношения делятся на абсолютные и относительные. 

В относительных правоотношениях точно определены все участники – лица управомочные и обязанные. В абсолютных правоотношениях известен только управомоченный субъект, все остальные потенциальные участники считаются обязанными, они не должны препятствовать осуществлению субъективных прав. К абсолютным правоотношениям принято относить отношения собственности или отношения, вытекающие из авторских прав. По характеру обязанностей в правоотношении их делят на активные и пассивные. В активных правоотношениях в обязанности одной из сторон входит совершение положительных действий, а право другой стороны состоит в требовании исполнения этой обязанности. В пассивных правоотношениях обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных законом.   

Теория правоотношений детально разработана в гражданско-правовой науке. Что касается публичных правоотношений, то они исследованы менее обстоятельно или рассматриваются по модели, заимствованной из частноправовых наук. Между тем правоотношения, складывающиеся в публично-правовой сфере, отличаются большой спецификой. Одно из своеобразий публичных правоотношений обусловлено тем, что они складываются в сфере публичных интересов. Это общественные отношения, урегулированные нормами публичного права (конституционного, административного, уголовного и др.). Другая особенность публичных правоотношений состоит в том, что им присущ особенный состав участников. Если в частных правоотношениях субъектами могут быть практически все возможные участники правового общения, то в публичных – одной из сторон или обе стороны являются субъектами публичной власти: государство, государственный орган, должностное лицо, другой носитель публичной власти (органы местного самоуправления), а в международных отношениях – два или более государств. Никогда субъектами публичных правоотношений не могут быть два физических лица, если они не обладают властными полномочиями. Следовательно, публичные правоотношения, как уже указывалось, это всегда властеотношения. 

В отличие от частных правоотношений, где обе стороны равноправны, в публичных правоотношениях субъекты не обладают равным правовым положением. При вступлении в публичное правоотношение субъекты не могут проявлять свободы воли, поскольку связаны возложенной на них компетенцией, закрепленным статусом, функциями, пределами деятельности и т. д. Таким образом, публичные правоотношения не предполагают равенства их участников, а напротив, будучи формой реализации публичной власти, всегда направлены на подчинение поведения и действий общественным интересам. Можно обнаружить определенную специфику и в юридическом содержании публичных правоотношений. В сфере реализации публичного права возникают так называемые субъективные публичные права (проф. Г.В. Мальцев). Это означает, что субъекты, занимающиеся публично-правовой деятельностью, выполняют прежде всего государственные функции и задачи, а потому должны осуществлять в первую очередь должностные полномочия. Они не приобретают права, принадлежащие лично им. 

Юридическое содержание в публичных правоотношениях приобретает особую значимость по сравнению с другими структурными элементами, поскольку стороны не свободны в установлении взаимных прав и обязанностей, а связаны предписаниями нормативных правовых актов, регулирующих их полномочия и компетенцию. Наибольшие споры в науке вызывает вопрос об объекте публичных правоотношений. Иногда высказывается мнение, что данный вид правоотношений относится к безобъектным. Однако такая позиция означает, что субъекты публичной власти вступают в правоотношения исключительно ради приобретения юридических прав и обязанностей. Именно они имеют ценность для субъектов, а не конкретные интересы или общественное благо. Если для частного лица объектом служат материальные блага и духовные и иные ценности, то в публичных правоотношениях таким объектом могут выступать общественные интересы, конкретизируемые в каждом отдельном правоотношении. Следует отметить, что в общей теории правоотношений в качестве объекта принято выделять, во-первых, объект деятельности, которыми являются явления материального и духовного мира; во-вторых, объект интереса участников правоотношения (проф. В.Н. Протасов). Они могут совпадать, но могут различаться. Объект интереса составляют блага, которые обязаны своим появлением правоотношению и отражают его целевое назначение, результативность. При этом у одного правоотношения может быть несколько объектов. И если юридически значимый объект правовой деятельности нередко отсутствует, то объект интереса присутствует всегда, поскольку не имея интереса, ни один субъект не вступит в правоотношение. У публичных правоотношений объект выступает главным образом в виде объекта интереса. В этом специфика данных правоотношений и их отличие от частных правоотношений. 

В последних помимо объекта интереса всегда присутствует и объект правовой деятельности в виде предметов материального и духовного мира, в виде результатов поведения или самой правовой деятельности. В публичных правоотношениях такого совпадения двух объектов не наблюдается. Здесь объект составляет интерес участников правоотношения, т. е. по поводу чего возникает публичное правоотношение. К своеобразию публичных правоотношений следует отнести и особенности юридических фактов как оснований динамики данного вида правоотношений. Главной предпосылкой возникновения публичных правоотношений служит наличие у государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц компетенции на совершение определенных властных действий, например, на заключение договоров публично-правового характера или обязанности исполнить основанное на законе распоряжение вышестоящего органа или должностного лица. Некоторые ученые считают юридическим фактом, служащим для возникновения публичных правоотношений, только закон (или иной нормативный правовой акт). Это правильно. В то же время в договорных отношениях в публично-правовой сфере основанием возникновения, прекращения и изменения публичных правоотношений будет выступать нормативный договор, а в международных отношениях – заключение и ратификация государственными органами учредительного договора. Особое место в системе публичных правоотношений занимают охранительные 248 правоотношения, которые возникают при наличии спора о праве или в результате совершения правонарушения, т. е. в конфликтных ситуациях. Этот вид правоотношений предназначен для применения мер защиты или юридической ответственности. 

Публичному охранительному правоотношению присущи те же особенности, что и регулятивному публичному правоотношению, рассмотренные выше. Вместе с тем выделяется их своеобразие, которое заключается в следующем: 1) недобровольность вступления в публичные охранительные правоотношения, невозможность свободного выхода из них; 2) юридическая ответственность, которая устанавливается в рамках охранительных правоотношений, всегда носит публичный характер, так как именно государство в лице соответствующих компетентных органов привлекает правонарушителя к юридической ответственности. Тем самым государство реализует принадлежащее ему право на легальное применение принуждения. В правоохранительных отношениях всегда присутствует государство или уполномоченные им органы и должностные лица; 3) конституирующим элементом охранительных правоотношений служит процедура, посредством которой реализуются субъективные права и юридические обязанности, составляющие содержание данного вида правоотношений. Вне процедуры невозможна реализация мер правовой защиты или юридической ответственности; 4) для охранительных правоотношений характерно наличие противоположных юридически значимых интересов: одна сторона заинтересована получить защиту своего права путем принуждения другой стороны совершить определенные действия в ее пользу; другая же сторона, выступающая в качестве правообязанной, стремится добиться отказа другой стороны от своих требований или официального опровержения отсутствия какой-либо обязанности перед данной стороной. Таким образом, публичные правоотношения разнообразны по своим видам, характеру, направленности, так как связаны с деятельностью органов публичной власти, а это, в свою очередь, обусловлено разнообразием их функций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ответы на экзаменационные вопросы ИГПР ПСА

 Какой нормативный акт снял ограничение на частную инициативу?  19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятел...