понедельник, 1 ноября 2021 г.

Тема 12. Кодекс законов о труде 1918 года

Содержание учебного материала

Трудовое право. Всеобщая трудовая повинность. Кодекс законов о труде 1918 года и его значение.

Охрана трудовых прав граждан.

Исправительное и трудовое право. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.

Практические занятия:

1.       Создание Кодекса и основные трудовые права и обязанности граждан.

2.       Условия применения труда. 


В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями. В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все предшествующее советское законодательство о труде. Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В Кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. 

Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет. В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации, реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности. 

В июне началось введение трудовых книжек, ужесточившее систему контроля над трудящимися. Мобилизация неквалифицированной рабочей силы была изъята у профсоюзов и передана Наркомтруда. В январе 1920 г. Декретом Совнаркома утверждены общие правила о всеобщей трудовой повинности. При Совете труда и обороны (СТО) был создан Главный комитет по проведению трудовой повинности, на местах создавались подчиненные ему комитеты, заменившие биржи труда. 

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе национализации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов, национализация охватила и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял Декрет об отмене наследования, по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись. После смерти владельца принадлежавшее ему имущество становилось государственным достоянием, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. 

Тем самым законодатель стремился перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения». Ту же цель преследовал майский 1918 г. Декрет ВЦИК о дарениях, запретивший всякое «безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей». Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированное имущество, ценные бумаги (акции, купоны). 

Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли исключала из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения. На правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.

 

В Декларации прав трудящего и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) говорилось: «В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность». К концу 1918 г. были подробно разработаны процедура и сеть органов «распределения рабочей силы». 

Обычным мероприятием стали мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства (железнодорожники, медики, почтовые служащие, работники топливной, суконной, металлургической, электротехнической и другой промышленности). Такие мобилизации проводились с ноября 1918 по октябрь 1920 г. В декабре 1919 г. была создана комиссия по трудовой повинности во главе с Л.Троцким. 

Комиссия разработала программу, включавшую следующие положения: создание трудовых армий, введение в промышленности и в сельском хозяйстве методов военной дисциплины, принудительное перемещение трудовых ресурсов и проч. (Трудовые армии были распущены в конце 1921 г., тогда же отменена мобилизация в промышленности.) 

Фабричные комитеты и профсоюзы в новых экономических условиях существенно изменили свой статус. Еще в ноябре 1917 г. рабочие комитеты играли важную роль в системе органов рабочего контроля. Однако синдикалистские тенденции, проявившиеся в деятельности этих органов, вскоре были пресечены созданием мощного бюрократического органа управления промышленностью — ВСНХ, которому подчинялся Всероссийский совет рабочего контроля. В январе 1918 г. в соответствии с решением Съезда профсоюзов многие средства контроля над производством передавались от фабричных комитетов профсоюзам. Не удалась попытка создать в стране сеть полномочных рабочих представителей, независимых от государственных органов и профсоюзов. 

Сами же профсоюзы очень скоро стали рассматриваться как «органы социалистического государства», используемые для укрепления трудовой дисциплины. Происходило огосударствление профсоюзов и усиление партийного контроля над их организацией и деятельностью. Провозглашенное еще в июне 1917 г. право профсоюзов организовывать забастовки формально не было отменено новой властью. Но на практике забастовки разрешались на частных предприятиях и запрещались на государственных. Ответственность за недопущение и прекращение забастовок на государственных предприятиях возлагалась на профсоюзы.

Сущность трудового права всегда была представлена кодексами. В России в течение последних 80-ти лет имели место четыре этапа кодификации трудового законодательства: 1918 год, 1922, 1971 и 2002 год. В данной статье предлагается изучить первый российский нормативно-правовой акт о труде – КЗоТ 1918 года (Кодекс законов о труде). Предшественником указанного официального документа являлась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 года, которая позднее стала частью рассматриваемого Кодекса. Анализ Декларации позволяет говорить о том, что Кодекс стал неким механизмом в процессе: устранения классового деления общества; беспощадного подавления эксплуататоров; установления социалистической общественной организации; победы социализма в государстве.

Принятие КЗоТа в 1918 году перенесло Россию в число стран, которые кодифицировали свое трудовое законодательство, тогда как в других государствах это не практиковалось. Кодекс законов о труде 1918 года интересен не только в историческом плане, но и в научно-практическом. С социально-политической позиции Кодекс являлся сложным документом, поскольку содержал положения, которые отвечали интересам работников и были способны защищать их права в определенных сферах труда и трудовых правоотношениях. Таким образом, он представлялся более передовым актом в сравнении с Декретом СНК «О восьмичасовом рабочем дне» 1917 года, закреплявшим только одну сторону трудовых условий. Кодекс же учитывал пожелания, принадлежащие народному комиссариату юстиции и центральным организациям профсоюзов, провозглашал право трудящихся на труд, предусматривал месячные отпуска, запрещал сверхурочные работы (было допустимо в исключительных ситуациях при согласии профсоюза), закреплял возможность совместной работы представителей работников и инспекции труда и т.д.

При этом была и другая сторона норм, содержащихся в Кодексе, которая серьезно ограничивала права граждан на труд. В первую очередь речь идет о трудовой повинности, устанавливаемой, за исключением конкретных случаев, для всех жителей РСФСР. К лицам, которые не подвергались данному ограничению, Кодекс отнес тех, кто еще не достиг возраста 16-ти лет, кто был старше 50-ти лет, а также тех, кто навсегда утратил трудоспособность после болезни или полученного увечья. 

Можно было получить временное освобождение от трудовой повинности в случае утраты трудоспособности на время вследствие увечья или болезни, беременности, выполнения учащимися трудовой повинности в школе. Стоит отметить тот факт, что первый Кодекс России о труде 1918 года не явился особенно важным документом в правовом регулировании труда. В условиях начавшейся в то время гражданской войны, военной иностранной интервенции, экономической разрухи и другими не менее важными обстоятельствами, образовались серьезные препятствия для применения Кодекса в полной мере. В рассматриваемый период, который именовался в истории страны «военным коммунизмом», КЗоТ практически не имел действия, так как большинство его норм не применялись. Трудовые условия подлежали регулированию декретами и актами Правительства и некоторыми другими специально создаваемыми актами.

Структура Кодекса законов о труде 1918 года в России КЗоТ 1918 года по своей структуре и содержанию - достаточно качественный акт законодательства. В него вошло 137 статей, распределившихся в 9-ти разделах, а также введение и 5 приложений. Стиль изложения статей был доступным, формулировки четкими, а система отсылок вполне логичной. Кроме того, многие положения стали достижением в сфере труда не только на уровне России, но и на международной арене, так как они нашли свое отражение в интересах трудящихся и диктовали прогрессивное развитие в области развития трудового права. Некоторые нормы вошли в «золотой фонд» трудового права России и действуют в настоящее время в трудовом законодательстве Российской Федерации. Если говорить о недостатках структуры КЗоТа, стоит отметить: чрезмерную краткость; отсутствие должного баланса конкретизации и обобщения правового регулирования; неполноту некоторых положений; отсутствие наименования статей; большое число примечаний и приложений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ответы на экзаменационные вопросы ИГПР ПСА

 Какой нормативный акт снял ограничение на частную инициативу?  19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятел...