суббота, 4 декабря 2021 г.

Тема 14. Конституция 1924 года

1. Подготовка и принятие Конституции СССР 1924 года и проблема государственного суверенитета в Основном законе. 

2. Структура и компетенция государственных органов.


Переход к новой экономической политике означал отказ от методов «военного коммунизма», в экономической сфере воссоздавались многие структуры и механизмы дореволюционной экономики: рынок, частное предпринимательство, хозяйственные договоры, налоговая система, независимая кооперация и т.п. Нэп, начавшись в области сельского хозяйства и продовольственных заготовок, вскоре затронул и другие сферы: промышленность, финансы, трудовые отношения. Новые методы хозяйствования быстро проникали в государственный сектор экономики. Сохраняя в своих руках «командные высоты» (политическую власть, крупную промышленность, собственность на землю и т.п.), режим стремился провести частичные экономические преобразования, чтобы вывести страну из разрухи и кризиса. 

Однако начавшиеся реформы вызвали ряд непредвиденных последствий не только хозяйственного, но и социально-политического характера. Переход к новой экономической политике был провозглашен в марте 1921 г. X съездом партии. Подготовка к этому переходу началась давно. Еще осенью 1918 г. предполагалось ввести продналог, но на практике по-прежнему имели место реквизиции продовольствия. В феврале 1920 г. Троцкий выступил на Политбюро с предложением заменить продразверстку натуральным налогом и о переходе от коллективного продуктообмена с крестьянством к индивидуальному продуктообмену. 

Предложение было отклонено. Похожие предложения выдвигались эсеровскими и меньшевистскими делегатами на VIII съезде Советов в декабре 1920 г. 

В феврале 1921 г. Ленин передал в комиссию Политбюро записку с проектом реформы: заменить продразверстку продналогом, уменьшить размеры обложения, разрешить свободное распоряжение продовольственными излишками. В начале марта ЦК партии одобрил проект, в середине марта ВЦИК издал Декрет о замене продразверстки продналогом. По Декрету потребительскими товарами и оборудованием предполагалось снабжать теперь не «беднейшую часть населения», а только в обмен на излишки продуктов, доставляемых сверх налога. Излишки можно было обменивать «в пределах местного хозяйственного оборота» и через кооперативные организации, а также продавать на базарах и рынках

Когда попытки осуществить натуральный обмен не удались и на экономическую арену вышла свободная торговля, вновь актуальной стала проблема организации денежной экономики. В июне 1921 г. отменялись все ограничения на суммы, хранящиеся у частных лиц и организаций. Вклады в сберкассах Наркомфина и кооперативных кассах не подлежали конфискации. В народном хозяйстве возникла острая потребность в стабильной расчетной единице, твердой валюте. В период «военного коммунизма» такой проблемы не существовало. Балансы промышленных предприятий были включены в государственный бюджет. Февральским 1921 г. Декретом отменялось все денежное налогообложение, это был прямой путь к натуральному хозяйству. 

Нэп коренным образом изменил ситуацию. Уже в июле промышленность отделила свои балансы от государственного бюджета, начался массовый переход на начала хозрасчета. Летом 1921 г. вводились промысловый налог и налог с оборота (на оборотный капитал). 

Часть собираемого налога на промышленность поступала в бюджеты губернских исполнительных комитетов на местные нужды. В октябре 1921 г. ВЦИК поручил Наркомфину принять меры «для увеличения государственных доходов» и совершенствовать систему банковских операций. Одновременно были разделены государственный и местные бюджеты. Наркомфину указывалось на необходимость сократить массу выпускаемых денежных знаков. К моменту начала новой экономической политики в стране не существовало никаких кредитных учреждений, кроме кооперативной секции Наркомфина. Однако промышленность и торговля нуждались в кредитах. В октябре 1921 г. ВЦИК одобрил проект резолюции СНК о создании Государственного банка и утвердил его статус.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали — вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали — местным исполкомам. В.И. Ленин возражал против принципа «двойного подчинения», настаивал на единственном вертикальном подчинении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре. ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста, но не как автономную систему. 

Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. 

(Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.) Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах. Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде. 

В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различных юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций. В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии [при СТО и губэкосо (губернских экономических совещаниях)]. Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. 

Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды были созданы во всех союзных республиках. 

Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны. Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов. 

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал Декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. 

На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. 

Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии, применявшиеся ранее ВЧК, отменялись, подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции. 

Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов. На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы при Ц И К автономных республик и губисполкомах. В армии и на флоте создавались особые отделы, на железнодорожных и водных транспортных путях — транспортные отделы. Аналогичные реформы органов госбезопасности были проведены в других республиках (Украине, Белоруссии). В договоре об образовании СССР предполагалось создать объединенный орган для борьбы с «контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом» во всесоюзном масштабе. 

Конституция СССР 1924 г. «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом» учреждала при СНК СССР Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в СНК с правом совещательного голоса. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на Прокурора Верховного суда СССР. 

В ноябре 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик, особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений, особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. 

Был создан мощный единый орган государственной безопасности. Доктрина революционной законности стала идеологической основой строящейся системы правоохранительных органов. Единая правовая база и единая централизованная система прокуратуры должны были обеспечить ее выполнение. Основным законом страны была Конституция СССР. Переход к нэпу потребовал пересмотра представлений о законности и правах граждан. 

Ряд актов закреплял общие и специальные имущественные права граждан. Их личные права закреплялись в актах, регламентирующих судебную деятельность, в законах об адвокатуре и прокурорском надзоре. Свертывание внесудебной деятельности органов безопасности также способствовало расширению сферы личных неимущественных прав. Вместе с тем процессы, происходившие в сфере советской юстиции, создавали основу для усиления политических репрессий против оппозиции правящему режиму. В 1922 г. все места лишения свободы (кроме лагерей ГПУ) были объединены в систему, которой руководило Главное Управление мест заключения НКВД, начала складываться система ГУЛАГа. Политические репрессии имели целью унификацию идеологической сферы, уничтожение политической и идейной оппозиции.

Декларация прав народов России в ноябре 1917 г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое положение, международное окружение, уровень национального самосознания и проч.) создавали разные условия для реализации этого права. Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на политическую поддержку западных государств, отошли от группы национальных государственных образований, возникших на территории бывшей Российской империи, стали играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от советской России. 

В феврале 1919 г. на съездах Советов Белоруссии и Литвы был провозглашен союз двух республик. Осуществлению союза помешала интервенция Польши. В апреле 1918 г. была провозглашена Закавказская республика, но через месяц она распалась на три независимых государства. Летом 1918 г. на территорию Азербайджана и Армении вторглись турецкие войска, на несколько месяцев независимость этих республик была утеряна. Позже в Закавказье появились войска Англии, которые покинули его в конце Гражданской войны. 

В апреле 1920 г. Военно-революционный комитет в Баку низложил муссаватистское правительство и призвал на помощь Россию и Красную армию. В ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная армия вступила на территорию Грузии под предлогом урегулирования конфликтов между грузинами и армянами, и здесь была провозглашена советская власть. Декларация прав народов России не формулировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и говорилось, что «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции. С 1918 по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР. 

Национальную политику России проводил особый наркомат — Наркомнац. Структура Наркомнаца включала национальные отделы, поначалу называвшиеся комиссариатами. Первым из таких отделов был комиссариат по польским делам, организованный в ноябре 1917 г. 

Вскоре был создан литовский, затем латышский отделы. В январе 1918 г. возникли временный комиссариат по еврейским делам и комиссариат по делам мусульман внутренней России. Позже все комиссариаты стали организовываться по строго территориальному признаку. В мае 1918 г. образовались украинский и эстонский комиссариаты, затем стали появляться отделы по делам татар, башкир, казахов, немцев Поволжья, мордвы и т.д. 

Были учреждены также чехословацкий и югославский комиссариаты. Наркомнац, как было определено в одном из декретов, стал «идейным центром социалистической работы». Вместе с тем комиссариат поддерживал старую традицию русификации, осуществляя национальную политику из Москвы. 

 мае 1920 г. было принято решение о реформировании Наркомнаца: каждая нация через свой национальный съезд Советов избирала представителей в Совет национальностей, своеобразный «парламент национальностей». После установления договорных связей между РСФСР и другими советскими республиками Наркомнац получил право посылать своих представителей в эти республики. Политическими задачами Наркомнаца, по мнению Э. Карра, было введение автономных республик и областей в структуру РСФСР и приспосабливание к этой структуре независимых советских республик. Незадолго до его ликвидации в структуру Наркомнаца были введены также функциональные управления (сельского хозяйства, труда, оборудования и т.д.). Это вызвало трения между комиссариатом и другими ведомствами, в чью компетенцию он вторгался. Наркомнац был упразднен сразу после образования СССР. Его Совет национальностей стал второй палатой ЦИКа. 

В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую республику. В мае 1920 г. огромная территория республики была разделена на две автономные республики с ограниченными правами. В 1920—1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, марийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам и проч. Наиболее широкая автономия была предоставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел съезд народов Востока, наметивший стратегию национально-государственного строительства в этом регионе. 

К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922 г. правительство Дальневосточной республики сложило с себя полномочия и передало их Национальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневосточные территории присоединились к РСФСР, что было декретировано постановлением ВЦИК РСФСР. 

Принятый 1 июня 1919 г. Декрет ВЦИК провозглашал необходимость военного союза между социалистическими республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией, Латвией, Литвой и Крымом. Союз предусматривал объединение военной организации и командования, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления; финансов, комиссариатов труда. 

Гражданская война помешала реализации проекта, однако модель союза была выработана. 

В феврале 1920 г. создана комиссия для разработки вопросов федеративного устройства РСФСР : на этой основе летом 1920 г. образовались Башкирская, Татарская, Казахская и Калмыцкая автономные республики. Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г. — РСФСР и Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия. 

Основу договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономическом союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной областью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК. Другим вариантом объединения было создание объединенных комиссариатов двух республик, эти комиссариаты входили в состав СНК РСФСР , а в составе республиканского (например, Украинского) правительства имели своих уполномоченных. 

Соответственно республика посылала своих уполномоченных представителей во ВЦИК РСФСР. Договоры с отдельными республиками содержали некоторые нюансы. Договоры с тремя несоциалистическими республиками (Хорезмская, Бухарская, Дальневосточная) не включали положения об объединении управленческих структур, отношения между РСФСР и этими республиками строились скорее, как международные, чем как федеративные. Две первые республики войдут в состав СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, а ДВР после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке будет включена в состав РСФСР. 

В апреле 1923 г. на партийном съезде ВКП(б) был одобрен выработанный еще в 1920 г. план разделения европейской части России на 12 экономических районов, а азиатской — на 9. Территориальный и экономический критерии внутреннего деления оттесняли национальные. Этот план не был реализован. В 1921—1922 гг. ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях. Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. Три закавказские республики образовали Федерацию социалистических советских республик Закавказья. 

В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Высший экономический совет республик Закавказья, ведавший вопросами общей обороны, финансов, внешних связей, управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении, Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедерация), имевший своим высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов республик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Высшими органами власти стали Съезд Советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее союзные республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного строительства, вопросах гражданства и т. п.) 

В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Наркомнаца предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («проект автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК Р КП (б) в конце сентября. Однако Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП (б). 

Утвержденные в конце ноября «Основные пункты Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики. В декабре 1922 г. / съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР . 

Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной Конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г. Возникшие в ходе ее разработки разногласия по вопросам национально-государственного строительства регулировались решением XII съезда РКП(б). 

В феврале 1923 г. в проектной комиссии было сделано предложение преобразовать Совет национальностей (до этого входящий в Наркомнац как представительный орган разных национальностей) в орган СССР, превратив его во вторую палату ВЦИК. По одному проекту Совет должен был состоять из представителей всех (федеральных, автономных) республик и автономных областей, по второму — только из представителей четырех федеративных республик. 

Принималась более сложная модель, позднее закрепленная в Конституции. Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). 

Договор состоял из одиннадцати глав: «I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИ К СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении; X. О союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР». 

По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. 

За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избирателей). 

В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИ К состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). 

ЦИ К работал в сессионном порядке, число председателей ЦИ К СССР соответствовало числу союзных республик. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИ К мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. ЦИК ССС Р формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входили председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные — через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения. Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СН К СССР, но мог обжаловать их в ЦИК. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИ К СССР, на который возлагались и функции конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки на ратификацию Съезду. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИ К СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали Центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, «пролетарской по содержанию и национальной по форме» (Сталин), на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями. 

После образования СССР Туркестан оставался автономной республикой в составе РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза ССР, не являясь «социалистическими» и получив статус «народных». В сентябре 1920 г. между РСФС Р и Хорезмской республикой был заключен союзный договор, на основании которого РСФС Р оказывала экономическую помощь Хорезмской республике, ей передавались хозяйственные объекты, находившиеся в пределах ее территории. Аналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухарской народной советской республикой. По этим договорам общих органов управления не создавалось. В ходе социальных преобразований 1922—1923 гг. в Хорезме и Бухаре была осуществлена национализация земли и водных источников (объектов, которые по конституциям Хорезма 1920 г. и Бухары 1921 г. находились в частной собственности). 

В октябре 1923 г. Всехорезмский курултай, а в сентябре 1924 г. Всебухарский курултай провозгласили образование социалистических республик. Коммунистические организации среднеазиатских республик приняли решение о необходимости национально-государственного размежевания в Средней Азии. В июле 1924 г. это решение было одобрено ЦК ВКП(б). Ц И К Туркестанской АССР, V Всебухарский курултай Советов и V Всехорезмский курултай Советов приняли решение о национально-государственном размежевании. Были образованы две союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР; две автономные республики: Таджикская в составе Узбекской СС Р и Киргизская в составе РСФСР; автономная Кара-Киргизская область в составе РСФСР. В ноябре 1924 г. во всех вновь образованных среднеазиатских республиках были созданы революционные комитеты, а деятельность республиканских ЦИ К и СН К прекращена. Ревкомы и партийные органы осуществляли деятельность по устройству территориальных границ, перераспределению имущества, формированию новых органов власти, подготовке новых конституций, борьбе с национальной оппозицией. 674 VIII. Государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.) В декабре 1924 — феврале 1925 г. проходили центральные и местные съезды Советов, формировалась новая структура власти. Съезды Советов, ЦИК республик и СН К с февраля 1925 г. вновь стали конституционными органами власти и управления, а ревкомы сложили свои полномочия. 

В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление новых союзных республик в составе СССР. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В том же 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР. В 1924 г. в составе Украинской СС Р была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР — Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В составе РСФСР в 1923—1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделился ряд автономных областей. Все эти территориальные преобразования подготовили почву для национально-этнической ситуации, возникшей во второй половине 80-х гг. В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные положения которой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. В ней закреплялась система органов власти и управления, фиксировались права и обязанности автономных формирований (автономных республик, автономных областей и округов), закреплялись избирательная система, права и обязанности граждан, государственная символика

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ответы на экзаменационные вопросы ИГПР ПСА

 Какой нормативный акт снял ограничение на частную инициативу?  19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятел...