ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕР. ПОЛ. ХIХ В. УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ 1845 ГОДА
1 |
Реформаторская
деятельность Александра I:
задачи, основные мероприятия, итоги. |
|
2 |
Совершенствование
государственного механизма при Александре I. Реформирование Сената. Создание Государственного Совета. Учреждение министерств и регламентирование
их деятельности. |
|
3 |
Систематизация
законодательства при Николае I.
Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи |
|
Лекция №2 |
|
|
4 |
Крестьянский
вопрос: проекты, попытки решения. |
|
5 |
Общее понятие
преступления и проступка. Состав преступления. |
|
6 |
Система
преступлений и наказаний |
|
РЕФОРМАТОРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА I: ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИТОГИ.
Эпоха императора Александра I
отметилась либеральной реформаторской деятельностью:
· создание Негласного комитета —
органа, компетентного возражать самодержцу;
· изменение структуры управления;
· крестьянская реформа;
· нововведения в сфере образования;
· финансовая реформа;
· предоставление конституционных
прав Польше и Бессарабии;
· создание проекта российской
Конституции.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I. РЕФОРМИРОВАНИЕ СЕНАТА. СОЗДАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА. УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВ И РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Непременный совет
Император, управляя империей,
опирался на обширный аппарат управления. В начале XIX в. продолжал действовать
Совет при высочайшем дворе, его значение при Павле I резко упало, и с декабря
1800 г. он перестал созываться. 30 марта 1801 г. молодой император Александр I
учредил Совет непременный или Непременный (государственный) Совет. В него вошло
12 членов, во главе с генерал-фельдмаршалом Н.И. Салтыковым, и он имел статус
высшего законосовещательного органа при императоре. Сенатская реформа
К началу XIX в. Правительствующий
Сенат продолжал оставаться высшим коллегиальным органом Российской империи. В
1802 г. император Александр I предпринял попытку реформы Сената. В соответствии
с указом «О правах и обязанностях Сената» от 8 сентября 1802 г. Сенат был
объявлен верховным учреждением империи, контролировавшим деятельность
центральных государственных учреждений и губернаторов, проводившим ревизии
местных органов власти, осуществлявшим функции высшего суда в государстве и
надзора за соответствием издаваемых указов уже существующим. Эта попытка
реорганизации Сената была неудачной. Уже в 1803 г. Сенат лишился права
представления замечаний на все издаваемые впредь законы, а по «Учреждению
министерств» от 25 июня 1811 г. в нем сосредоточивалась «власть судебная во
всем пространстве». В 20-е гг. XIX в. Сенат снова превратился по преимуществу в
высший судебный орган империи. Сенат состоял из департаментов, которые были
высшими апелляционными инстанциями для судов губерний. Департаменты состояли из
сенаторов, назначаемых царем, во главе департаментов стояли обер-прокуроры.
Государственный Совет
В 1810 г. взамен Непременного
(государственного) совета учреждается Государственный совет – высший
законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов,
утверждаемых императором. Общее количество членов Совета составляло от 40 до 80
человек. Членами Совета были все министры и другие высшие чиновники, часть
членов назначалась по усмотрению императора. Председателем Государственного
совета являлся император, в свое отсутствие он назначал председательствующего
из членов Совета. Государственный совет состоял из Общего собрания и 4
департаментов — военных дел, гражданских и духовных дел, законов,
государственной экономии. В 1831 г. к ним прибавился департамент Царства
Польского. Деятельность Государственного совета:
1. Общее собрание
2. Делопроизводство велось в
Государственной канцелярии – государственный секретарь Сперанский М.М.,
выдающийся российский реформатор.
Создание Государственного Совета
было первым шагом его обширного плана преобразования России, составленного в
1809 г. по поручению Александра I. Этот шаг, волей истории, остался первым и
последним в осуществлении его плана государственных реформ. Государственный
совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы,
учреждения. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение
всей правовой системы к единообразию. В 20-х гг. XIX в. Государственный совет
утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г.
сосредоточивается в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в специальных
комитетах и министерствах. В середине XIX в. обсуждение в Государственном
совете стало носить формальный характер. Законопроекты разрабатывались в
министерствах, специальных комитетах и императорской канцелярии. Были
прецеденты утверждения законопроектов императором, минуя общее собрание
Государственного совета. Министерства Дальнейшая централизация государственного
управления по; требовала пересмотра системы отраслевых органов государственного
управления. В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств»,
положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от
коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них
усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись
значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В соответствии с Манифестом 8
сентября 1802 г. учреждались первые 8 министерств: военных сухопутных сил,
морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и
народного просвещения. (Кроме того, определение компетенции Государственного
казначея в Манифесте 8 сентября 1802 г. и назначение Государственного казначея
вместе с министрами указом Сенату от 8 сентября 1802 года, давали основание
считать «ведомство» Государственного казначея еще одним центральным учреждением
государственного управления). Коллегии и часть коллежских учреждений были
распределены по министерствам и подчинены власти определенного министра. Все
министры становились членами Непременного Совета и присутствовали в Сенате.
Каждый министр обязывался представлять ежегодный отчет о деятельности своего
министерства императору, через Сенат.
После его рассмотрения Сенатом,
отчет с докладом и мнением Сената об управлении и состоянии дел, по; давался
императору. Указом Сенату от 8 сентября 1802 г. были назначены министры и их
заместители — товарищи министров. Вместе с министрами был назначен и
Государственный казначей. Начало министерской реформы затронуло учреждения
коллежской системы управления в минимальной форме, в виде переподчинения
большей части из них власти определенного министра, с оставлением их
организационного устройства и порядка делопроизводства в практически неизменном
виде. Фактически, коллегии и коллежские учреждения стали той организационной
основой, на которой и стала формироваться министерская система управления.
Только с момента утверждения императором Александром I доклада министра
внутренних дел В. П. Кочубея от 18 июля 1803 г. начинается практическая
ликвидация коллегий и введение единоначалия в структуру министерств. Доклад от
18 июля 1803 г., подлинным автором которого был директор Департамента министра
внутренних дел М. М. Сперанский, был посвящен непосредственно преобразованию
структуры министерства внутренних дел, но в нем были высказаны мысли о коллежской
системе управления и системе министерств в целом. Одна из главных мыслей этого
доклада — ликвидация коллежского делопроизводства, с преобразованием коллегий в
департаменты, экспедиции и отделения министерств. «Высочайшее» утверждение
этого доклада юридически санкционировало преобразование коллегий и коллежских
учреждений в МВД, а общая таблица структуры министерства внутренних дел, также
вошедшая в доклад, стала примером построения структуры центрального учреждения
государственного управления нового типа и, в определенной степени, образцом для
организации структуры других министерств в это время. В связи с этим можно
говорить о существовании (в течение краткого временного отрезка) с 8 сентября
1802 г. по 18 июля 1803 г. своеобразного полного симбиоза двух противоположных
систем государственного управления — старой, коллежской системы управления, и
новой, формирующейся министерской системы управления.
В дальнейшем, после 1803 г., этот
симбиоз продолжался, по; степенно сокращаясь, но он уже не был полным и
сопровождался, с одной стороны, постепенным перераспределением административных
функций в пользу департаментов, экспедиций и канцелярий министерств, за счет
уменьшения компетенции коллегий, ко; торые все более сосредоточивались на
хозяйственном управлении, а с другой стороны, сопровождался неуклонным
продолжением ликвидации коллегий и коллежских учреждений. Процесс ликвидации
учреждений коллежской системы управления не был одномоментным и продолжался в
течение трех десятилетий, с 1803 по 1832 г., завершившись в целом уже в
царствование императора Николая I. Необходимо отметить, что в течение
начального периода министерской реформы в 1802–1810 гг. министры действовали в
специфичном правовом вакууме, так как кроме манифеста и указа 8 сентября 1802
г. не было иных законодательных актов, регламентировавших их деятельность.
Подробные инструкции каждому министру, обещанные статьей X манифеста 8 сентября
1802 г., так и не были разработаны. В это время введены в действие только штаты
департаментов министерств: штаты департаментов министров военных сухопутных
сил, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, на; родного просвещения и
штат департамента военных морских сил. Введено в действие «Положение
Департамента уделов».
Создано новое центральное
государственное учреждение — Управление водяных и сухопутных путей сообщения, с
25 июля 1810 г. пере; именованное в Главное управление путей сообщения.
Отсутствие правового обеспечения организации и деятельности министерств,
осложненное тем, что процесс замены учреждений коллежской системы управления
департаментами и отделениями министерств осуществлялся без определенного плана
и разновременно, с неединообразной структурой организации каждого министерства,
без определения характера взаимоотношений между подразделениями как внутри
определенного министерства, так и между министерствами, породило значительные
затруднения в государственном управлении. Внешнеполитические события 1805–1808
г. отвлекли внимание императора Александра I от дел внутреннего управления.
Новый всплеск интереса Александра I к преобразованию российского
административного механизма связан с именем М.М. Сперанского, статс-секретаря и
с декабря 1808 г. товарища министра юстиции. С конца 1808 г. Сперанский
становится ближайшим сотрудником Александра I, занимающимся «предметами высшего
управления».
К октябрю 1809 г. Сперанский
составил по поручению императора и представил на рассмотрение Александра I
«Введение к уложению государственных законов» — обширный план реформ всего
внутриполитического устройства страны, в котором в том числе были
систематизированы недостатки министерской ре; формы. В этом проекте Сперанский
выделил три основных недостатка министерской реформы: 1) «недостаток
ответственности»; 2) «некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел»;
3) «недостаток правил или учреждения». На ликвидацию этих недостатков было
направлено новое пре; образование министерств. Начался завершающий период
министерской реформы 1810–1811 гг. Юридической основой этого периода стали три
законодательных акта: Манифест «О разделении государственных дел на особые
управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25
июля 1810 г; «Высочайше утвержденное разделение государственных дел по
министерствам» от 17 августа 1810 г. и «Общее учреждение министерств» от 25
июня 1811 г.
Манифест от 25 июля 1810 г.
разделил все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных
частей.
1. Внешние сношения, которые
находились в ведении Министерства иностранных дел.
2. Устройство внешней
безопасности, которое поручалось Военному министерству и Министерству военных
морских сил.
3. Государственная экономия,
которой ведали Министерство внутренних дел, Министерство просвещения,
Министерство финансов, Государственный казначей, Ревизия государственных
счетов, Главное управление путей сообщения.
4. Устройство суда, гражданского и
уголовного, которое поручалось Министерству юстиции.
5. Устройство внутренней
безопасности, вошедшее в компетенцию Министерства полиции. Провозглашалось
создание новых центральных учреждений государственного управления: Министерства
полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.
Значительно изменялась компетенция
Министерства внутренних дел, его главным предметом становилось «попечение о
распространении и поощрении земледелия и промышленности».
К Министерству полиции переходили
все дела, относящиеся к полиции «предохранительной» и «исполнительной», составившие
две главные части его предмета. Учреждалось звание Государственного контролера
— руководителя ревизии государственных счетов. Окончательное образование этого
органа откладывалось до будущего «определения Государственному контролеру».
Предметы ведения Министерства коммерции переходили в Министерство финансов и
Министерство внутренних дел, что означало упразднение Министерства коммерции. В
общих чертах устанавливались предметы большинства министерств. Не были
определены функции Военного министерства, Министерства военных морских сил,
Министерства иностранных дел, Министерства юстиции. Их предметы оставлены в
пределах Манифеста 8 сентября 1802 г., что означало продолжение действия норм
законодательства о 3-х государственных коллегиях, «Инструкции генерал-прокурору»
и «Генерал-прокурорского наказа». «Высочайше утвержденное разделение
государственных дел по министерствам» 17 августа 1810 г. конкретизировало
состав Министерства внутренних дел, Министерства полиции, Министерства
народного просвещения, Министерства финансов, Главного управления духовных дел
иностранных исповеданий и факт ликвидации Министерства коммерции. Внимание
уделялось всем подразделениям, которые выделялись или присоединялись к этим
учреждениям. «Общее учреждение министерств» 25 июня 1811 г. — стало главным и
определяющим законодательным актом министерской реформы. Структурно оно
состояло из двух частей: 1) «Образование министерств»; 2) «Общий наказ
министерствам». Вместе они составляли 401 параграф и одно приложение: «Формы
письмоводства». «Образование министерств» определяло общее разделение
государственных дел и предметы каждого министерства, и главного управления.
устанавливалось единое общее
организационное устройство центральных органов управления. Министерство
возглавлялось министром и его товарищем (заместителем). При министре состояли
Канцелярия и Совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких
департаментов, делившихся на отделения, которые в свою очередь, делились на
столы. Устанавливался жесткий принцип единоначалия. Министр подчинялся
императору, назначаясь и смещаясь по его вы; бору. Непосредственно министру
подчинялись директора департаментов и канцелярии, директорам департаментов
подчинялись начальники отделений, начальникам отделений подчинялись
столоначальники. «Общий наказ министерствам» устанавливал степень и пределы
власти министров. «Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит
единственно к порядку исполнительному; никакой новый закон, никакое новое
учреждение или отмена прежнего не могут быть установлены властью министра».
Особо выделялось, что законодательные (фактически же законосовещательные)
полномочия, составляющие предмет ведения Государственного Совета, и судебные
полномочия, составляющие предмет Сената и судебных мест, из задач министров
исключены. «Общим наказом министерствам» устанавливались степень и пределы
власти департаментов и их директоров, обязанности канцелярии министра и ее
директора, обязанности и степень ответственности всех департаментских
чиновников. Приложением к «Общему учреждению министерств» — «Фор; мы
письмоводства», вводились единые формы делопроизводственных документов всех
центральных учреждений государственного управления. Законодательные акты
1810–1811 гг. фактически заверши; ли министерскую реформу. Практически, все основные
отрасли управления были выделены в самостоятельные министерства и главные
управления. Вводилось отраслевое разграничение местных органов управления, что
способствовало формированию ведомств — центральных государственных учреждений,
с подчиненными им местными государственными органами и должностными лицами.
После издания «Общего учреждения
министерств» от 25 июня 1811 г. начинается следующий этап в создании
министерской системы управления, этап завершения ее правового оформления, т. е.
распространения «Общего учреждения министерств» на все центральные учреждения
государственного управления в виде «Учреждений» или «Образований» каждого
конкретного министерства. В Комитете председателей департаментов
Государственного Совета (в январе–сентябре 1811 г.) обсуждались подготовленные
М.М. Сперанским проекты «Учреждений» министерств полиции, финансов, военного,
иностранных дел и Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. Из
них были утверждены только «Учреждения» министерства полиции и министерства
финансов. Остальные проекты остались нереализованными из-за отставки М.М.
Сперанского, последовавшей 17 марта 1812 г. В 1812 г. «Общее учреждение
министерств» было распространено на Военное министерство.
В 1817 г. «Общее учреждение
министерств» распространяется на объединенное Министерство духовных дел и
народного просвещения. В 1820 г. – на Главное управление путей сообщения. В
1826 г. – на объединенное Министерство императорского двора и уделов. В 1827 г.
– на Морское министерство. В 1832 году – на Министерство иностранных дел. В
1835 г. с вступлением в законную силу Свода законов Российской империи,
содержащего «Образования» Министерства внутренних дел, Министерства народного
просвещения, Главного управления почт, Главного управления ревизии государственных
счетов, Министерства юстиции и «Учреждение Капитула российских императорских и
царских орденов», «Общее учреждение министерств» было распространено на эти
государственные учреждения. Вместе с завершением распространения «Общего
учреждения министерств» была закончена ликвидация последних коллегий и
коллежских учреждений, продолжавших действовать после 1811 г. В 1812 г. была
упразднена Военная коллегия. В 1819 г. – Экспедиция государственных конских
заводов. Адмиралтейская-коллегия – в 1827 г. В 1832 г. прекратили свое
существование Коллегия иностранных дел и Юстиц-коллегия Лифляндских и
Эстляндских дел.
Одновременно с министерствами был
учрежден Комитет министров как объединенное заседание министров для решения
вопросов государственного управления. Манифест от 8 сентября 1802 г. не
регламентировал деятельность Комитета министров. Формы его деятельности
сложились на практике. В заседаниях его первое время (по сентябрь 1805 г.)
председательствовал император, а затем особо назначенное императором лицо. Комитет
обсуждал дела, которые требовали общего собрания или взаимодействия министров и
превышали полномочия одного министра. 20 марта 1812 г. Комитет министров
получил «Учреждение», кото; рое более четко определило его компетенцию. В
состав Комитета министров вошли: министры, председатели департаментов
Государственного совета, государственный секретарь и лица по особому назначению
императора. Председательствовало в Комитете министров лицо, назначенное царем.
(С 1812 по 1865 гг., председатель Комитета министров был одновременно и
председателем Государственного совета). Решения принимались простым
большинством голосов и получали силу после утверждения императором.
Компетенция Комитета министров
была обширной: вопросы управления в целом, подбор кадров для высших должностей,
проекты новых указов, заключения по ним, изучение отчетов министерств. На
практике Комитет министров стал высшим административным органом Российской
империи.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ НИКОЛАЕ I. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. СВОД ЗАКОНОВ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Подготовка Свода законов
Николай I, продолжая дело своих
предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании
Свода за; конов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во
второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1826
г.), делами которого фактически ведал М.М. Сперанский. Из двух возможных
подходов к кодификации права — сведения всех существующих (действующих и
недействующих) законов воедино и без изменений или составление нового Уложения
— был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана).
Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на
сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского.
Государственное право по Своду законов В ст. I Основных законов была
сформулирована идея самодержавной власти: «Император Российский есть монарх
самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за
страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Смертная казнь грозила всякому, кто
имел даже умысел на покушение на особу и власть императора. Царская власть
закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора
(в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну
императора). Законодатель различал верховное и подчиненное управление. Органами
верховного управления были: Государственный совет, Комитет министров,
канцелярии и двор императора. К органам подчиненного управления относились Сенат
и министерства. Сенат провозглашался высшим судебным органом, в его компетенцию
входило представление мнений императору о противоречии принимаемых законов
прежде изданным, надзор за деятельностью министров, получение от них
объяснений.
Система Свода Свод законов должен
был достоять из восьми разделов: — основные государственные законы (т. I, ч.
I); — учреждения: а) центральные (т. I, ч. I), б) местные (т. II, ч. II), в)
устав о государственной службе (т. III, ч. III); — «законы правительственных
сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в)
устав таможенный (т. VI), г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д)
уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. МП); — законы о состояниях (т.
IX); — законы гражданские и межевые (т. X); — уставы государственного
благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный,
торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый,
телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском
хозяйстве, найме на сельские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в
казачьих селениях, колониях иностранцев на территории империи (т. XII); —
уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном
призрении, врачебный (т. XIII), б) уста; вы о паспортах, о беглых, цензурный, о
предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о
ссыльных (т. XIV); — законы уголовные (т. XV)
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС:
ПРОЕКТЫ, ПОПЫТКИ РЕШЕНИЯ.
Крестьянское население
подразделялось на «государственных поселян», принадлежавших государству и
владевших землями, полученными от правительства; свободных крестьян, арендующих
землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; крепостных
крестьян, принадлежавших дворянам или императору.
Подготовка и ход реформ середины
XIX в.
Крестьяне всех категорий имели
право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать
своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика),
заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами. Права наследования,
распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были
ограничены.
Государственные крестьяне и
свободные крестьяне имели право на защиту в суде и на полное владение, но не
распоряжение предоставленными землями, на полную собственность в движимом
имуществе. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по
уголовным делам — государственному суду. Их имущественные права были ограничены
необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и
наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось
продавать крестьян в «розницу». Свободными людьми объявлялись казаки. Они не
могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную за; щиту, могли
владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься
промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными),
торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались
от телесных наказаний, их дома — от постоя. Указ «О вольных хлебопашцах» В 1803
г. принимается Указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики получили
право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками
выкуп. Почти за 60 лет действия указа (до реформы 1861 г.) было утверждено лишь
около 500 договоров об освобождении, и вольными хлебопашцами стали около 112
тыс. человек. Освобождение осуществлялось с санкции Министерства внутренних
дел, крестьяне получали права собственности на недвижимость и участие в
обязательствах. Указ «Об обязанных крестьянах» В 1842 г. издается Указ «Об
обязанных крестьянах», предусматривающий возможность передачи помещиками земли
крестьянам в арендное пользование, за что последние обязывались выполнять
предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика
«Вольные хлебопашцы»: 1)
освобождение только с согласия помещика; 2) обязательно с землей; 3) за выкуп.
«Обязанные крестьяне»: 1) освобождение без земли; 2) перевод в положение
арендаторов; 3) в обязательном для помещика порядке (как эксперимент)
Обе эти частичные реформы не
решали вопроса об изменении экономических отношений в сельском хозяйстве, хотя
и наметили механизм аграрной реформы (выкуп, состояние «временной обязанности»,
отработки), которая была осуществлена в 1861 г. Прибалтийский опыт и военные
поселения Более радикальными были правовые меры, принятые в Эстляндской,
Лифляндской и Курляндской губерниях: в 1816 —1819 гг. крестьяне этих регионов
были освобождены от крепостной зависимости без земли. Крестьяне переходили на
отношения аренды, пользуясь помещичьей землей, выполняя повинности и подчиняясь
помещичьему суду. Мерой, направленной на изменение крепостнических отношений,
стала организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться
государственные крестьяне. К 1825 г. их число достигло 400 тыс. человек.
Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством (отдавая половину урожая
государству) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить на
заработки, их жизнь регламентировалась Воинским уставом. Эта мера не могла дать
свободные рабочие руки для развития промышленности, но на; метила пути для
организации принудительного труда в сельском хозяйстве, которые будут
использованы государством значительно позже. «Вольные хлебопашцы»: 1) освобождение
только с согласия помещика; 2) обязательно с землей; 3) за выкуп. «Обязанные
крестьяне»: 1) освобождение без земли; 2) перевод в положение арендаторов; 3) в
обязательном для помещика порядке (как эксперимент).
Крестьянское самоуправление
В 1837 г. было создано
Министерство государственных обществ, которому было поручено управление
государственными крестьянами, было упорядочено оброчное обложение, увеличены
земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления:
волостной сход — волостное управление — сельский сход — сельский староста.
Эта модель самоуправления будет
еще долгое время использоваться как в системе общинной, так и будущей колхозной
организации, став, однако, фактором, сдерживающим отход крестьян в город и
процессы имущественной дифференциации крестьянства.
Итоги
реформ
Делая
выводы, можно сказать, что реформаторская деятельность Александра I
характеризуется положительными тенденциями. Была создана новая, более
совершенная система управления. Особую роль играло учреждение Государственного
совета, который был постоянно действующим органом власти, в отличие от
собираемых ранее совещаний. Вертикаль исполнительной власти стала более четкой
и оформленной. Правление Александра I носило либеральный характер.
Война с
Францией прервала этап реформ, многие изменения, запланированные Сперанским, не
были доведены до конца. Остались на бумаге: идея разделения власти на 3 ветви,
превращение Сената в основной административный орган управления, учреждение
конституционной монархии.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРОСТУПКА. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Данный
законодательный памятник предполагал две системы наказаний в соответствии с
принципом сословности. Ранее мы уже упоминали о том, что дворяне, духовенство,
почетные граждане и купцы были освобождены от телесных наказаний. При
кратковременном аресте в отношении привилегированных лиц применялось не
содержание в тюрьме, а допускался домашний арест в собственном доме или
содержание в особых ведомственных помещениях.
В 1845 г. был
принят новый уголовный кодекс, названный Уложением о наказаниях уголовных и
исправительных. В нем сохранялся сословный подход к квалификации наказания и
определению санкций в соответствии с установленными привилегиями
Составы и
система преступлений
Под
преступлением понималось «как само противозаконное деяние, так и неисполнение
того, что под страхом наказания за; коном предписано» (в 1848 г. стали
проводить различие между преступлением и проступком).
Уложение 1845
г. перечисляло основания, по которым устранялось вменение: случайность,
малолетство (до десяти лет вменение исключалось), сумасшествие, беспамятство,
ошибка (случайная или результат обмана), принуждение, непреодолимая сила,
необходимая оборона. Субъективная сторона подразделялась на:
— умысел: а)
с заранее обдуманным намерением, б) с внезапным побуждением, непредумышленный;
— неосторожность, при которой: а) последствия деяния не мог; ли быть с
легкостью предвидены, б) вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.
Принципы
наследственного права:
1) очередной
порядок наследования (сначала ближние — затем дальние);
2) равенство
наследственных долей для сыновей;
3) устранение
незаконнорожденных от наследования.
Уложение
различало соучастие в преступлении:
а) по
предварительному соглашению участников,
б) без
предварительного соглашения.
Соучастники
делились на: зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников,
попустителей, укрывателей.
СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ
Система
преступлений включала 12 разделов, каждый из которых делился на главы и
отделения.
Важнейшими
были преступления против веры, государственные, против порядка управления,
должностные, имущественные, против благочиния, против законов о состоянии, против
жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности. Система
наказаний Система наказаний составляла сложную иерархию наказаний уголовных и
исправительных, Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35
ступеней, расположенных по степени тяжести (от смертной казни до внушения).
К уголовным
наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение
всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка
на поселение в Сибирь, лишение всех прав состояния и ссыпка на поселение на
Кавказ. Лишение всех прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав,
преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав. К
исправительным наказаниям относились лишение всех особенных прав и преимуществ
и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в
другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор в присутствии
суда, замечания и внушения, сделанные судом или должностным лицом, денежные взыскания.
Наказания
уголовные: 1) смертная казнь; 2) лишение всех прав состояния; 3) ссылка на
каторгу; 4) ссылка на поселение (Сибирь, Кавказ).
Лишение всех
особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почетных титулов,
дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в
гильдии, быть свидетелем и опекуном. Применялось также частичное лишение
некоторых прав и преимуществ. Наказания подразделялись на главные,
дополнительные, заменяющие. Главные составляли 11 родов наказания, дополнительные
следовали за главными (поражение в правах, покаяние, конфискация, учреждение
опеки, отдача под надзор полиции, запрещение промысла), заменяющие могли
заменить главные. Все эти наказания считались общими. Их дополняли особенные
наказания (исключение со службы, отстранение от должности, понижение по службе,
выговор, вы; чет из жалованья, замечание) и исключительные наказания (лишение
христианского погребения, частичное лишение права на; следования).
Теперь
рассмотрим систему наказаний, установленную в соответствии с
«Уложением» 1845 года. Наказания за совершение уголовных преступлений были
разделены на уголовные, исправительные и дополнительные. В зависимости от
тяжести совершенных преступлений все наказания были разделены на 11 родов,
которые, в свою очередь, были разделены на 35 ступеней наказаний по убывающей
от смертной казни до внушения.
К уголовным
наказаниям были отнесены лишение всех прав состояния, смертная казнь,
лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы без срока либо на срок
от 4 до 20 лет, лишение все прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь,
лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Закавказье. Лишение всех
прав состояния в Российской империи назвалось гражданской казнью, так как
предполагало, во-первых, лишение всех прав и привилегий у дворян, духовенства и
почетных граждан, во-вторых, предполагало прекращение супружеских прав, власти
родителей над детьми, а также потерю прав собственности над имуществом, которое
после осуждения виновного переходило к наследникам.
Исправительными
наказаниями были
определены следующие: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в
Сибирь с временным заключением в тюрьму или без заключения; лишение всех
особенных прав и преимуществ и ссылка в отдаленные губернии, кроме сибирских; в
отношении категорий населения, у которых не отменено телесное наказание,
применялись лишение всех прав и преимуществ и либо отдача в арестантские
отделения, либо заключение в тюрьму на соответствующие сроки; далее – лишение
некоторых особенных прав и преимуществ и заключение в крепость на срок от 8
месяцев до одного года и 4 месяцев лишения свободы; лишение некоторых особенных
прав и преимуществ и заключение в тюрьму на срок от 8 месяцев до двух лет;
заключение в тюрьму на срок от 2 месяцев до одного года и 4 месяцев; выговор в
присутствии суда; замечание или внушение от судебных и правительственных мест;
денежное взыскание.
Следует
обратить внимание на формулировки по лишению осужденных особенных и некоторых
особенных прав и преимуществ. Лишение всех особенных прав и
преимуществ состояло в том, что по суду следовало лишение почетных
титулов, дворянского достоинства, выслуженных чинов, орденов и иных знаков
отличия, права поступать на государственную либо дворянскую службу, для купцов
записываться в гильдии, быть опекуном. Лишение некоторых особенных
прав и преимуществ заключалось в том, что дворяне не имели права
поступать на государственную службу, духовенство исключалось из духовного
звания с утратой духовного сана. Для других сословий лишение некоторых прав и
преимуществ состояло в лишении их права участвовать в выборах и быть выбранными
на какие-либо почетные и властные должности.
К дополнительным
наказаниям согласно «Уложения» относились такие, которые отдельно не
назначались, но следовали за основным или главным наказанием. К ним относились
церковное покаяние (например, отставной офицер Н.С. Мартынов за дуэль с М.Ю. Лермонтовым понес
за главным наказанием дополнительное в виде церковного покаяния), конфискация
имущества, отдача под надзор полиции по месту жительства, запрещение жительства
в определенных городах, учреждение опеки, опубликование в газете губернских
ведомостей информации об осужденном, запрещение заниматься ремеслом или
промыслом.
Существовало
второе разделение всех наказаний на общие, составляющие лестницу
в 35 ступеней, особенные и исключительные. Общие
мы уже рассмотрели. Особенные наказания следовали за совершение чиновниками служебных
преступлений и проступков. За последние могли последовать такие наказания, как
исключение чиновника со службы, освобождение от занимаемой должности, вычет из
времени службы, что отражалось в материальном плане, понижение в должности,
вычет из жалования, объявление выговора с занесением в послужной список,
объявление начальством замечания.
Исключительные
наказания применялись в особо определенных случаях. Например, если сын вступил
в брак вопреки воле родителей, то по обращению последних в суд могло
последовать непослушному сыну наказание в виде лишения права наследования
родительского имущества.
В
трех случаях согласно «Уложения» наказание не наступало: в случае смерти
преступника, вследствие примирения пострадавшего и преступника, а также за
давностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий